Все усиливаясь с течением Рождественского поста, церковное приготовление верующих к празднику Рождества Христова получает свое завершение и достигает особенной силы в последние дни поста — в дни так называемого предпразднства.
Каждый двунадесятый праздник в Православной Церкви имеет предпразднство или попразднство, и они составляют почетное отличие двунадесятого праздника от всякого другого. Заменяя все песнопения Октоиха с их всегда грустно-покаянным характером радостными песнями в честь приближающегося праздника, предпразднство наполняет душу верующего тем предощущением предстоящего ликования, которое по свежести и тонкости своей дает душе нечто такое, что не может дать и сам праздник.
Назначая для двунадесятых праздников многодневные попразднства, церковный устав предпразднство для всех праздников ограничивает одним лишь днем. Исключение из этого правила он делает только для двух, величайших после Пасхи, праздников Рождества и Крещения, давая первому из них 5, а второму 4 дня предпразднства.
Отличаясь такой продолжительностью, предпразднство Рождества Христова заметно выделяется из других предпразднств еще одной стороной. Считая Рождество Христово, как замечено выше, «другой Пасхою», церковный устав предпразднство его отождествляет с предпасхальной, Страстной седмицей, приближая службы этого предпразднства к страстным, а именно: на каждый день предпразднства на повечериях положены особые каноны, составленные по образцу канонов Страстной седмицы и исполняемые их напевами.
На фото: священники Богоявленского кафедрального собора на повечерии в дни предпразнства Рождества Христова.