6 марта 2011г. в Петропавловском архиерейском соборе г. Томска по завершении великой вечерни состоялся общегородской Чин прощения. Перед началом чина архиепископ Ростислав обратился к собравшимся с архипастырским словом.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь!
Сегодня, дорогие отцы, братья и сестры, мы снова оказались с вами в преддверии святого Великого поста – благодатного и спасительного времени, которое Святая Церковь в своих песнопениях именует «весной духовной», «весной человеческого духа». И уже завтра утром, придя в храм, мы услышим эти слова: «Прииде пост – мати целомудрия! Прииде весна постная!» Во время наступления весны и пробуждения природы Церковь призывает обратить внимание на нашу духовную жизнь и позаботиться о том, чтобы она пробудилась от сна, воспряла и устремилась к Богу.
В течение года обычная житейская суета, заботы и хлопоты иногда до того привязывают человека к земле, что ему трудно бывает обратить свои очи к небесам, трудно найти время для того, чтобы заглянуть в своё собственное сердце. А там копятся грехи и пороки, немощи, которые, подобно болезням, всё в большей и большей степени язвят и поражают нашу душу и сердце. И сердце покрывается греховными ранами, которые начинают ныть и мучить человека. Человек терзается от своих грехов, хотя не всегда это понимает. Жизнь человека становится горькой и безотрадной, потому что она приправлена ядом греха, удалена от Бога. Ибо, чем больше человек грешит, чем больше он погрязает в пороках, тем дальше он становится от Бога. А ведь Бог – это есть абсолютная любовь, как говорит о том Священное Писание. В другом месте Слово Божие говорит о том, что «Бог есть свет, в котором нет никакой тьмы». И, следовательно, человек, который согрешает, всё дальше и дальше удаляется от Бога Любви, от Бога Света и погружается во мрак.
И вот Господь установил время, когда мы можем остановиться или хотя бы несколько замедлить ритм нашей жизни для того, чтобы посмотреть на самих себя. Наше время, нашу жизнь, можно охарактеризовать словом «спешка». Люди торопятся, спешат, им всегда некогда. И в этой спешке забывается самое главное, самое ценное, что существует в мире. А такой главной ценностью Господь назвал бессмертную человеческую душу, которая ценнее всех благ и сокровищ мира, которая призвана Господом к вечности, которой от создания мира в Своём небесном Божественном Царстве приготовил место. Та самая душа, за которую Господь приходил в этот мир пострадать и умереть на Голгофе.
Наступает пост, и Церковь призывает нас остановиться и заглянуть внутрь себя для того, чтобы не метаться по жизни бесцельно, а иметь определённую духовную цель, к которой мы должны неуклонно идти. Цель - это Господь, Его вечная правда, спасение.
Великий пост сегодня становится всё более и более популярным среди даже малоцерковных людей. Данные социологического опроса среди различных слоёв населения нашей страны говорят о том, что число постящихся людей год от года становится больше и больше. Но мотивы у людей разные. Кто-то постится потому, что хочет доказать самому себе и окружающим людям, что может выдержать пост. Это такой способ самоутверждения. Конечно же, в этом состоянии, часто подпитываемом тщеславием, человек далек от подлинного христианского поста, который неотделим от такой добродетели, как смирение.
Некоторые люди постятся, отдавая дань традиции - так полагается. У таких людей пост носит исключительно гастрономический характер: они отказываются от тех или других видов пищи, скоромных, считая, что в этом весь пост, забывая о той духовной жизни, о той духовной борьбе с грехом, которая неотделима от поста. Не может быть подлинного поста без покаяния, без исповеди, без размышления над нашей собственной духовной жизнью.
Есть люди, которые постятся из медицинских соображений, полагая, что пост, являясь некой разгрузкой для организма, весьма полезен для функционирования различных органов нашего тела. И такой пост также далёк от тех подлинных целей. Православный пост - путь к Богу, и путь этот проходит через наше собственное сердце.
Многие люди в наше время, как и раньше, задаются вопросом: «А где Бог? Как увидеть Бога? Как прийти к Богу?». И многие полагают, что путь к Богу является внешним путём. А на самом деле, путь к небесам, к престолу Божию, лежит через наше собственное сердце. Вспомним Христа Спасителя, который в Нагорной проповеди сказал: «Блажены чистии сердцем, ибо они увидят Бога!». Вот что необходимо для созерцания мира Божественного и Горнего – чистота сердца! А привести в порядок наше сердце возможно, только изгнав оттуда грех. А грех изгоняется не просто напряжением силы воли человека, а определённым духовным укладом. И значительное место в этом укладе нашей жизни духовной отводится посту.

Пост смиряет буйные человеческие страсти, пост приводит в порядок наш ум, и молитва наша, соединённая с постом, становится более внимательной, сосредоточенной, более лёгкой. Именно постом пробуждаются в душе человека глубокие покаянные чувства, человек обретает возможность принести Господу глубокое искреннее покаяние.
Именно Великим постом совершаются особые Великопостные Богослужения, которые имеют глубокий покаянный смысл. В первые четыре вечера первой седмицы Великого поста: с понедельника по четверг, с 7 по 10 марта, в 18 часов во всех городских храмах будут читаться на повечерии тропари Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского, в котором преподобный Андрей на Евангельских, Библейских примерах показывает нам образец глубокого, искреннего покаяния.
Этот канон преподобного Андрея Критского как некий компас, который позволяет нам сориентироваться и правильно задать себе вектор движения во время Великого поста. Обращая внимание на нашу духовную жизнь, мы констатируем тот факт, что часто она до того запутана, что трудно самим разобраться с чего начинать, что прежде всего необходимо привести в порядок, ибо изранена вся душа, всё сердце, уязвлена с разных сторон наша совесть. И, констатируя это падшее состояние человека, преподобный Андрей уже в первом тропаре ставит диагноз, но подаёт и надежду: «Откуду начну плакати окаянного моего жития деяний…» или «Где положу начало, Христе, нынешнему рыданию…». Мы как бы с недоумением и растерянностью разводим руками, недоумевая, где же кончик клубка нашей запутавшейся жизни, найдя который, мы можем распутать весь этот клубок. И помогает нам в этом великий покаянный канон преподобного Андрея Критского.
Для того, чтобы покаяться, для того, чтобы сказать Богу: «Прости, Господи! Омый мои грехи, уврачуй мои раны!», - человеку прежде необходимо увидеть свои собственные грехи. Самый опасный грех тот, который мы не видим, который живёт в нас и разрушает нас, а мы этого не замечаем. Когда в нас живут страсти: ненависть, гнев, зависть, сребролюбие, блуд — они подспудно уничтожают, гложут каждого из нас. Но мы, не отдавая себе отчёт в том, что они в нас есть, попускаем им и дальше проводить эту разрушительную работу. Иногда отрезвление приходит тогда, когда слишком много мы наломали дров и слишком сильный удар нанесли по нашей собственной жизни.
Вот пример того, как грех расточает человеческую жизнь.
Один из психологов, работавший людьми, которые пережили агрессию в Цхинвале в Южной Осетии, рассказывал о том, что грузинские войска, вторгшись в город, начали беспощадно уничтожать всех, кто попадался им на пути. Люди, которые выжили, были наполнены чувством, на первый взгляд, справедливого гнева и ненависти по отношению к тем, кто вторгся на их Родину, кто уничтожал их город, кто убивал их родных и близких. Война закончилась, а чувство ненависти в людях продолжало оставаться. Прощения не было. Внутренняя агрессия, внутренняя ненависть, которая в людях скопилась и имела, казалось бы, конкретных адресатов, начала проявляться по отношению друг к другу. Появились конфликты внутри семей, самые близкие люди — дети и родители, муж и жена — стали враждовать друг с другом, изливать на близких ту агрессию, которую они в себе сохранили, не дав ей разрешиться через прощение. И много было трагедий, понадобилось вмешательство и психологов, и священников для того чтобы духовная жизнь этих людей была приведена в порядок. Так грех, прежде всего, разрушает нас самих изнутри.

И, прежде всего, в преддверии Великого поста нам нужно позаботиться о том, чтобы избавиться от греха, чтобы изгнать его из нашей жизни. А для этого, прежде чем мы будем испрашивать прощение у Бога, Господь повелевает нам простить всё друг другу. И Слово Божие напоминает нам о том, что когда мы прощаем других, мы не столько благодетельствуем им, этим людям прощёным, сколько благодетельствуем самим себе. Ибо, прощая, мы обогащаемся сами, обогащаемся духовно, через прощение мы для себя открываем двери милосердия Божия, ибо Бог будет и нас прощать в той степени, в какой мы прощаем тех людей, которые у нас испрашивают прощение.
Непрощёный грех, непрощёная обида часто приводит к непоправимым трагедиям. Иногда это выражается и в убийстве. Вспомним классический, Библейский пример с Каином. Когда Бог не принял его жертву, Каин обиделся на Бога. Вот эта обида, в конце концов, вылилась в пролитие невинной братской крови.
Сегодня, в день прощеного воскресения, Церковь призывает нас, вступая в Великий пост, освободиться от камня, который у некоторых из нас остался в груди, за пазухой. Это камень неприязни или нелюбви к нашим ближним, который мы готовы в любой момент извлечь и обрушить на этого ближнего. Расстанемся с обидами и злобой, всем простим для того, чтобы быть и нам прощёными от Бога.
Сейчас, в завершении этой вечерни, мы будем подходить друг к другу со словами, ставшими для большинства из нас привычными и знакомыми. Мы будем говорить друг другу: «Прости меня ради Христа!». И слышать в ответ: «Бог тебя простит! Прости и меня ради Христа!». Будем прощать друг друга. Но это не просто слова, это слова, имеющие удивительную духовную силу, слова, способные сделать милостивым к нам Нашего Судию и Бога. Слова, которые способны отверзть перед нами двери вечного спасения.
Дорогие братья и сестры, в преддверии Великого поста хочу и я испросить у вас прощения перед кем согрешил делом, словом, помышлением и всеми моими чувствами. Простите меня ради Христа!
Благодатию и щедротами Своего человеколюбия Бог да простит и помилует всех нас!
|