† Православие в Томске / Новости / Слово архиепископа Томского и Асиновского Ростислава в Прощенное воскресение

Новости
Томская епархия
Святые Томской земли
Томские храмы
Монастыри
Томская духовная семинария
Томское церковное краеведение
Задать вопрос
Контакты

Официальный сайт Томской Епархии Московского Патриархата
Русской Православной Церкви
Главная страница /  Новости
Главная страница Обратная связь Карта сайта RSS-лента

Новости
10.10.2018
Храм апостола и евангелиста Иоанна Богослова отметил престольный праздник
09.10.2018
В Томске прошел фестиваль колокольного звона
09.10.2018
Приходы Томской епархии поздравили пожилых людей с праздником
08.10.2018
Престольный праздник отметил храм преподобного Сергия Радонежского
08.10.2018
Томская епархия объявила сбор пожертвований для помощи пострадавшим от пожара
08.10.2018
Митрополит Ростислав посетил самый отдаленный приход епархии
08.10.2018
Историческое здание Томской духовной семинарии возвращено его законному владельцу
06.10.2018
Томичей приглашают к участию в историко-краеведческом квесте «Томск – город Святой Троицы»
05.10.2018
Поздравление митрополита Томского и Асиновского Ростислава с Днём учителя
05.10.2018
«Учитель должен быть добродушным, любить Бога и детей»
04.10.2018
Томской духовной семинарии исполнилось 160 лет!
04.10.2018
В Томске пройдет концерт колокольного звона
04.10.2018
Томские врачи провели приём жителей Новониколаевки в Асиновском районе
03.10.2018
Судебное решение о строительстве храма в микрорайоне Заречный вынесено в пользу Томской епархии
03.10.2018
Томская епархия поддержит областную власть в сопровождении замещающих семей
02.10.2018
Социальный отдел Томской епархии провел благотворительную акцию
02.10.2018
Учитель г. Северска Куренкова В. А. будет представлять Сибирский федеральный округ на финальном этапе конкурса «За нравственный подвиг учителя» в г. Москве.
01.10.2018
В Северске прошел общегородской крестный ход
01.10.2018
«Все надо делать по совести». Священник Владимир Ламзин о жизни и служении
01.10.2018
Храм при Областной клинической больнице отметил престольный праздник

« 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 »
07.03.2011
Слово архиепископа Томского и Асиновского Ростислава в Прощенное воскресение
 
6 марта 2011г. в Петропавловском архиерейском соборе г. Томска по завершении великой вечерни состоялся общегородской Чин прощения. Перед началом чина архиепископ Ростислав обратился к собравшимся с архипастырским словом.

 

 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь!

Сегодня, дорогие отцы, братья и сестры, мы снова оказались с вами в преддверии святого Великого поста – благодатного и спасительного времени, которое Святая Церковь в своих песнопениях именует «весной духовной», «весной человеческого духа». И уже завтра утром, придя в храм, мы услышим эти слова: «Прииде пост – мати целомудрия! Прииде весна постная!» Во время наступления весны и пробуждения природы Церковь призывает обратить внимание на нашу духовную жизнь и позаботиться о том, чтобы она пробудилась от сна, воспряла и устремилась к Богу.

В течение года обычная житейская суета, заботы и хлопоты иногда до того привязывают человека к земле, что ему трудно бывает обратить свои очи к небесам, трудно найти время для того, чтобы заглянуть в своё собственное сердце. А там копятся грехи и пороки, немощи, которые, подобно болезням, всё в большей и большей степени язвят и поражают нашу душу и сердце. И сердце покрывается греховными ранами, которые начинают ныть и мучить человека. Человек терзается от своих грехов, хотя не всегда это понимает. Жизнь человека становится горькой и безотрадной, потому что она приправлена ядом греха, удалена от Бога. Ибо, чем больше человек грешит, чем больше он погрязает в пороках, тем дальше он становится от Бога. А ведь Бог – это есть абсолютная любовь, как говорит о том Священное Писание. В другом месте Слово Божие говорит о том, что «Бог есть свет, в котором нет никакой тьмы». И, следовательно, человек, который согрешает, всё дальше и дальше удаляется от Бога Любви, от Бога Света и погружается во мрак.

И вот Господь установил время, когда мы можем остановиться или хотя бы несколько замедлить ритм нашей жизни для того, чтобы посмотреть на самих себя. Наше время, нашу жизнь, можно охарактеризовать словом «спешка». Люди торопятся, спешат, им всегда некогда. И в этой спешке забывается самое главное, самое ценное, что существует в мире. А такой главной ценностью Господь назвал бессмертную человеческую душу, которая ценнее всех благ и сокровищ мира, которая призвана Господом к вечности, которой от создания мира в Своём небесном Божественном Царстве приготовил место. Та самая душа, за которую Господь приходил в этот мир пострадать и умереть на Голгофе.

Наступает пост, и Церковь призывает нас остановиться и заглянуть внутрь себя для того, чтобы не метаться по жизни бесцельно, а иметь определённую духовную цель, к которой мы должны неуклонно идти. Цель - это Господь, Его вечная правда, спасение.

Великий пост сегодня становится всё более и более популярным среди даже малоцерковных людей. Данные социологического опроса среди различных слоёв населения нашей страны говорят о том, что число постящихся людей год от года становится больше и больше. Но мотивы у людей разные. Кто-то постится потому, что хочет доказать самому себе и окружающим людям, что может выдержать пост. Это такой способ самоутверждения. Конечно же, в этом состоянии, часто подпитываемом тщеславием, человек далек от подлинного христианского поста, который неотделим от такой добродетели, как смирение.

Некоторые люди постятся, отдавая дань традиции - так полагается. У таких людей пост носит исключительно гастрономический характер: они отказываются от тех или других видов пищи, скоромных, считая, что в этом весь пост, забывая о той духовной жизни, о той духовной борьбе с грехом, которая неотделима от поста. Не может быть подлинного поста без покаяния, без исповеди, без размышления над нашей собственной духовной жизнью.

Есть люди, которые постятся из медицинских соображений, полагая, что пост, являясь некой разгрузкой для организма, весьма полезен для функционирования различных органов нашего тела. И такой пост также далёк от тех подлинных целей. Православный пост - путь к Богу, и путь этот проходит через наше собственное сердце.

Многие люди в наше время, как и раньше, задаются вопросом: «А где Бог? Как увидеть Бога? Как прийти к Богу?». И многие полагают, что путь к Богу является внешним путём. А на самом деле, путь к небесам, к престолу Божию, лежит через наше собственное сердце. Вспомним Христа Спасителя, который в Нагорной проповеди сказал: «Блажены чистии сердцем, ибо они увидят Бога!». Вот что необходимо для созерцания мира Божественного и Горнего – чистота сердца! А привести в порядок наше сердце возможно, только изгнав оттуда грех. А грех изгоняется не просто напряжением силы воли человека, а определённым духовным укладом. И значительное место в этом укладе нашей жизни духовной отводится посту.

Пост смиряет буйные человеческие страсти, пост приводит в порядок наш ум, и молитва наша, соединённая с постом, становится более внимательной, сосредоточенной, более лёгкой. Именно постом пробуждаются в душе человека глубокие покаянные чувства, человек обретает возможность принести Господу глубокое искреннее покаяние.

Именно Великим постом совершаются особые Великопостные Богослужения, которые имеют глубокий покаянный смысл. В первые четыре вечера первой седмицы Великого поста: с понедельника по четверг, с 7 по 10 марта, в 18 часов во всех городских храмах будут читаться на повечерии тропари Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского, в котором преподобный Андрей на Евангельских, Библейских примерах показывает нам образец глубокого, искреннего покаяния.

Этот канон преподобного Андрея Критского как некий компас, который позволяет нам сориентироваться и правильно задать себе вектор движения во время Великого поста. Обращая внимание на нашу духовную жизнь, мы констатируем тот факт, что часто она до того запутана, что трудно самим разобраться с чего начинать, что прежде всего необходимо привести в порядок, ибо изранена вся душа, всё сердце, уязвлена с разных сторон наша совесть. И, констатируя это падшее состояние человека, преподобный Андрей уже в первом тропаре ставит диагноз, но подаёт и надежду: «Откуду начну плакати окаянного моего жития деяний…» или «Где положу начало, Христе, нынешнему рыданию…». Мы как бы с недоумением и растерянностью разводим руками, недоумевая, где же кончик клубка нашей запутавшейся жизни, найдя который, мы можем распутать весь этот клубок. И помогает нам в этом великий покаянный канон преподобного Андрея Критского.

Для того, чтобы покаяться, для того, чтобы сказать Богу: «Прости, Господи! Омый мои грехи, уврачуй мои раны!», - человеку прежде необходимо увидеть свои собственные грехи. Самый опасный грех тот, который мы не видим, который живёт в нас и разрушает нас, а мы этого не замечаем. Когда в нас живут страсти: ненависть, гнев, зависть, сребролюбие, блуд — они подспудно уничтожают, гложут каждого из нас. Но мы, не отдавая себе отчёт в том, что они в нас есть, попускаем им и дальше проводить эту разрушительную работу. Иногда отрезвление приходит тогда, когда слишком много мы наломали дров и слишком сильный удар нанесли по нашей собственной жизни.

Вот пример того, как грех расточает человеческую жизнь.

Один из психологов, работавший людьми, которые пережили агрессию в Цхинвале в Южной Осетии, рассказывал о том, что грузинские войска, вторгшись в город, начали беспощадно уничтожать всех, кто попадался им на пути. Люди, которые выжили, были наполнены чувством, на первый взгляд, справедливого гнева и ненависти по отношению к тем, кто вторгся на их Родину, кто уничтожал их город, кто убивал их родных и близких. Война закончилась, а чувство ненависти в людях продолжало оставаться. Прощения не было. Внутренняя агрессия, внутренняя ненависть, которая в людях скопилась и имела, казалось бы, конкретных адресатов, начала проявляться по отношению друг к другу. Появились конфликты внутри семей, самые близкие люди — дети и родители, муж и жена — стали враждовать друг с другом, изливать на близких ту агрессию, которую они в себе сохранили, не дав ей разрешиться через прощение. И много было трагедий, понадобилось вмешательство и психологов, и священников для того чтобы духовная жизнь этих людей была приведена в порядок. Так грех, прежде всего, разрушает нас самих изнутри.

И, прежде всего, в преддверии Великого поста нам нужно позаботиться о том, чтобы избавиться от греха, чтобы изгнать его из нашей жизни. А для этого, прежде чем мы будем испрашивать прощение у Бога, Господь повелевает нам простить всё друг другу. И Слово Божие напоминает нам о том, что когда мы прощаем других, мы не столько благодетельствуем им, этим людям прощёным, сколько благодетельствуем самим себе. Ибо, прощая, мы обогащаемся сами, обогащаемся духовно, через прощение мы для себя открываем двери милосердия Божия, ибо Бог будет и нас прощать в той степени, в какой мы прощаем тех людей, которые у нас испрашивают прощение.

Непрощёный грех, непрощёная обида часто приводит к непоправимым трагедиям. Иногда это выражается и в убийстве. Вспомним классический, Библейский пример с Каином. Когда Бог не принял его жертву, Каин обиделся на Бога. Вот эта обида, в конце концов, вылилась в пролитие невинной братской крови.

Сегодня, в день прощеного воскресения, Церковь призывает нас, вступая в Великий пост, освободиться от камня, который у некоторых из нас остался в груди, за пазухой. Это камень неприязни или нелюбви к нашим ближним, который мы готовы в любой момент извлечь и обрушить на этого ближнего. Расстанемся с обидами и злобой, всем простим для того, чтобы быть и нам прощёными от Бога.

Сейчас, в завершении этой вечерни, мы будем подходить друг к другу со словами, ставшими для большинства из нас привычными и знакомыми. Мы будем говорить друг другу: «Прости меня ради Христа!». И слышать в ответ: «Бог тебя простит! Прости и меня ради Христа!». Будем прощать друг друга. Но это не просто слова, это слова, имеющие удивительную духовную силу, слова, способные сделать милостивым к нам Нашего Судию и Бога. Слова, которые способны отверзть перед нами двери вечного спасения.

Дорогие братья и сестры, в преддверии Великого поста хочу и я испросить у вас прощения перед кем согрешил делом, словом, помышлением и всеми моими чувствами. Простите меня ради Христа!

Благодатию и щедротами Своего человеколюбия Бог да простит и помилует всех нас!

 | Новости | Томская епархия | Святые Томской земли | Томские храмы | Монастыри | Томская духовная семинария | Томское церковное краеведение | Задать вопрос | Контакты | 
© 2004-2022 Pravoslavie.Tomsk.Ru