Праздник происхождения честных древ Честнаго и Животворящего Креста установлен в Константинополе по случаю губительных болезней, поражавших столицу Византии. Он состоял в том, что находившееся в Царьграде честное древо Креста Христова выносилось из императорского дворца и с крестных ходом переносилось и поставлялось в храме Софии-Премудрости Божией. При этом совершалось водоосвящение.
Затем в течение двух недель - до праздника Успения Пресвятой Богородицы - святыню носили по городу с молитвами и окроплением святою водою для освящения мест и отвращения болезней. Отмечали праздник 1 августа по старому стилю /14 августа по новому/. Примечательно, что в Русской Православной Церкви этот праздник соединился с воспоминанием о крещении Руси 1 августа 988 года, когда князь Владимир крестился сам и крестил киевлян.
Впоследствии к этому празднику присоединился праздник Всемилостивому Спасу и Пречистой Богоматери. Он установлен по общему согласию между русским князем Андреем Боголюбским и цареградским императором Мануилом. Оба они, вышедши в этот день 1164 года на войну, в преднесении иконы спасителя и других св. икон, получили над врагами победу: Андрей победил волжских булгар, а Мануил – сарацин.
Что знаменитая победа эта была плодом не одного только мужества сражавшихся, а паче действием помощи свыше, - непреложным для всех доказательством того послужил необыкновенный свет небесный, который во время самой упорной сечи исходил от иконы Спасителя и честнаго Креста и виден был всеми.
В Томске вечером, накануне этого праздника, традиционно совершается многолюдный Крестный ход из Казанского храма Богородице-Алексеевского монастыря в собор во имя святых первоверховных Апостолов Петра и Павла в котором принимают участие все священнослужители города.
Распятие со звездицей, хранящей частицу того Креста, на котором был распят Господь Иисус Христос, торжественно обносится по улицам нашего города и поставляется для поклонения в Петропавловском соборе. Обычно эта святыня находится в алтаре Богоявленского собора и покидает его раз в год во время для участия в крестном ходе.
А в сам праздник во всех храмах после Божественной литургии совершается водосвятие и освящение меда. Поэтому в народе этот день называют Спасом на воде или Медовым.
|