29 августа Православная церковь совершает празднование Нерукотворенному образу Господа нашего Иисуса Христа. В народе этот день называют праздником «третьего Спаса». История праздника восходит ко времени земной жизни Спасителя. Правитель малоазийского города Эдессы услышав о проповеди и чудесах Христа, посылает к Нему слугу с приглашением посетить его город, или позволить слуге (который был художником ) написать Его образ. Несмотря на старания, слуга долго не мог изобразить Господа. Тогда Иисус Христос умыл свое лицо водою и отер полотенцем, на котором нерукотворно изобразился Его лик. Этот Нерукотворный образ был увезен в Эдессу царю Авгарю. В 944 году эта святыня была торжественно перенесена в Константинополь, в честь чего и было установлено нынешнее празднование.
В Томской епархии с особым торжеством этот праздник проходит в селе Спасском (в советские годы называлось Коларово), где до 1930 года хранилась местночтимая чудотворная икона Спаса Нерукотворного. История этого образа восходит к 1666 году, когда жители поселения, расположенного на месте села Спасское, пожелали написать для часовни икону святителя Николая. Они позвали из Томска искусного и благоговейного иконописца (имя его летопись не сохранила), которому вручили приготовленную для образа доску. Иконописец, наложив на себя и на жителей села пост, пока не напишет икону, “назнаменовал”, т.е. начертил по левкасу на доске контур лика Николая Чудотворца. Наутро, желая продолжать работу, художник с удивлением увидел на доске не лик Святителя Николая, а образ Спаса Нерукотворного. Иконописец загладил лик Христа и вновь назнаменовал образ Святителя Николая. По прошествии второй ночи, на доске опять проявилось изображение Спаса Нерукотворного. Иконописец позвал жителей села и поведал им о чудесных проявлениях на создаваемой иконе. Жители не поверили ему и потребовали вновь загладить на доске образ Спасителя и написать Николая Чудотворца. Иконописец вынужден был в присутствии всех исполнить их волю, икону же отдали на ночь в дом старейших и уважаемых людей. Великий страх объял сердца собравшихся поселян, когда утром они опять увидели на доске образ Спасителя. После этого иконописец красками довершил изображение, а для иконы была устроена сначала часовня, а позднее построен храм. Село также получило название Спасского. От этого образа совершались многочисленные чудотворения.
В начале XVIII столетия на томских жителей обрушилось “поветрие моровой язвы”, на протяжении нескольких лет поражавшей как скот, так и людей. В 1733 г. прихожане томской Благовещенской церкви на общем сходе решили обратиться к Спасскому образу за помощью от многолетней эпидемии. В Томск из Спасского со всей подобающей честью была принесена икона Спаса Нерукотворного. Её поставили посреди города, священники отслужили молебен с водосвятием, жители коленопреклоненно со слезами молились о прекращении болезни. Затем образ перенесли в Благовещенский собор, где он находился восемь дней, по прошествии которых болезнь исчезла. Благодарные томичи в память об этом событии стали совершать ежегодный Крестный ход из села Спасское до Томска с чудотворной иконой. В 1930-е годы храм был закрыт. Икона исчезла. Существует устная легенда, которая рассказывает о том, что жители села, узнав о закрытии храма, спрятали икону. Но найти образ пока не удалось.
29 августа Божественную литургию в Спасском храме с.Коларово (Спасское) совершил архиепископ Томский и Асиновский Ростислав, которому сослужили Секретарь Томского епархиального управления протоиерей Алексий Бервено, Настоятель спасской церкви иеромонах Сергий (Гимбатов), томское духовенство. За богослужением диакон Евгений Попов был рукоположен в священника. После Литургии был совершен Кресный ход вокруг храма.
|