Ростислав, митрополит Томский и Асиновский
ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МИТРОПОЛИТА НИКИФОРА (АСТАШЕВСКОГО Н.П.)
(Труды Томской духовной семинарии.Сб.2.- Томск:Томская духовная семинария.2013.С.57-74).
В статье на основании архивных материалов дается обзор жизни выпускника Томской духовной семинарии митрополита Никифора (Асташевского). Особенное внимание уделяется ранее мало изученной его педагогической деятельности в качестве преподавателя Томской духовной семинарии, ректора Красноярской и Тобольской духовных семинарий.
Ключевые слова: Асташевский, протоиерей, Никифор,ректор, семинария, Святейший Синод, дидактика, образцовая школа, митрополит.
Томская духовная семинария, открытая в 1858 году стараниями преосвященного Парфения, епископа Томского и Енисейского, принесла Богу многие и обильные плоды. Из ее стен вышли многочисленные пастыри и миссионеры, видные архиереи и богословы. Они трудились на ниве Христовой как в Томской епархии, так и за ее пределами.Одним из таких питомцев томской духовной школы, а потом и ее видным преподавателем был первый святитель новооткрытой Новониколаевской (позднее Новосибирской) кафедры – митрополит Никифор (Асташевский). К сожалению, его жизнь до архиерейской хиротонии мало изучена, а о томском ее периоде практически неизвестно ничего. Восполнить этот пробел и призвано настоящее исследование. При написании этой статьи использовались подлинные документы, хранящиеся в Российском государственном историческом архиве (РГИА) в фондах Канцерярии Св. Синода (ф.976), обер-прокурора Св. Синода (ф.797), Учебного комитета при Св. Синоде (ф.802), Училищного совета при Св. Синоде (ф.803). Таковыми документами являются послужные формулярные списки митрополита Никифора за разные годы, годовые отчеты Томской и Красноярской духовных семинарий и образцовой школы при ТДС, отчеты членов-ревизоров Учебного комитета, в разные годы проводивших ревизии этих семинарий. Использовались документы из дел о назначении Асташевского Н.П. на должности ректора Красноярской и Тобольской семинарий, и о назначении ему пенсии. Большинство из указанных документов ранее никогда не использовались и впервые вводятся в научный оборот. Были использованы также различные сообщения и публикации в центральной и епархиальной церковной печати ( в «Церковном вестнике», «Томских епархиальных ведомостях», «Енисейских епархиальных ведомостях», «Тобольских епархиальных ведомостях» и др.). При написании завершительной части статьи были использованы публикации Шабурнова, основательно проследившего последний этап жизненного пути митрополита Никифора на Новосибирской кафедре.
В 2012 году исполнилось 75 лет со дня кончины митрополита Никифора. К этой дате и хотелось бы приурочить данное скромное исследование.
Асташевский Николай Петрович (впоследствии митрополит Никифор) родился 15 мая 1848 года в с. Курбатовское Рязанского уезда Рязанской губернии в семье священника[1]. В 1854 году отец Николая Петровича иерей Петр Асташевский по призыву епископа Томского и Енисейского Парфения перешел на служение в Томскую епархию[2]. Таким образом и его сын Николай становится сибиряком В 1864 году он поступает для обучения в Томскую духовную семинарию. За шесть семинарских лет он неизменно показывал успехи в учебе и примерное поведение. Неизгладимое впечатление на воспитанника Асташевского производили лекции талантливого преподавателя логики, философии, психологии и дидактики Сергея Ивановича Промтова, что в будущем в значительной степени предопределило его преподавательское поприще. «С.И. Промптов – человек необыкновенно даровитый и многосторонне образованный, - писал о нем протоиерей Антонин Мисюрев. - За что он ни принимался, дело вел успешно. Многочисленные слушатели вспоминают до сих пор его уроки, особенно по логике и педагогике»[3]. Обучался Асташевский на полном казенном содержании. Это предполагало и бесплатное поселение в семинарском общежитии. Однако Томская семинария в те годы вынуждена была ютиться в старых зданиях архиерейского домоправления, поэтому мест в общежитии катастрофически не хватало. Николаю Асташевскому, отличавшемуся добрым поведением, разрешено было проживать на съемной городской квартире за казенный счет. Закончив семинарию по первому разряду, Асташевский в 1870 году поступил для продолжения обучения в Казанскую духовную академию, которую закончил в 1874 году со степенью кандидата богословия. В 1874 году он получает назначение в Томскую духовную семинарию преподавателем философии, логики, психологии и дидактики. Уже тогда молодой преподаватель проявил свою даровитость. Ревизовавший ТДС в 1876 г. член Учебного комитета при Св. Синоде С.Керский в своем отчете пишет: «Преподаватель психологии, обзора философских учений и педагогики Асташевский – умный и деятельный наставник. С характером изустных его объяснений я ознакомился прежде всего на уроке психологии и пришел к самым выгодным для наставника заключениям о его природных способностях и научных знаниях»[4]. Однако другой ревизор, Миропольский, в 1881 г., отмечая достоинства Асташевского, говорит и о его недостатках. Он пишет, что его лекции не всегда понятны и доступны ученикам, а их усвоение затруднено по «малогласию» преподавателя[5]. Николай Петрович, вероятно, учел замечания Миропольского и скорректировал методику преподавания. Следующий ревизор Учебного комитета Докучаев в 1893 г. дает ему исключительно положительную во всех отношениях характеристику: «Он сведущ в предметах своей специальности и следит за современным положением немецкой литературы по психологии, дидактике и методике. Объяснения уроков ведутся преподавателем основательно, и вообще дело у него ведется правильно и с достаточным успехом»[6]. Асташевский не отличался отменным здоровьем, часто болел, особенно в начальный период своей службы, из-за чего часто пропускал уроки[7]. Однако, отличаясь ответственностью и исполнительностью, он соглашался замещать вакантные учительские должности. Так, с 15 августа 1876 г. по 1 июля 1877 г. он временно преподавал греческий язык в 5-м классе, а с 31 августа по 13 сентября 1882 года – в 3-м классе[8]. Кроме аудиторных лекций Асташевский, как преподаватель педагогики и дидактики, был руководителем практических занятий воспитанников сначала в воскресной школе при ТДС, а затем в образцовой школе. В 1878 году воскресная школа возобновила свою работу после временного ее закрытия. До 1881 года занятия в ней велись, вопреки указу Св.Синода от 21 августа 1868 г., ежедневно, а не только по воскресным и праздничным дням. В ней обучалось около 100 человек. Занятия велись по Закону Божию, письму, русскому языку, арифметике и пению. Преподавание в школе осуществляли после своих занятий воспитанники 5 и 6 классов ТДС, которыми руководил преподаватель Асташевский[9]. 17 сентября 1889 г. при семинарии была открыта образцовая школа[10]. Она стала удобной площадкой для приобретения семинаристами практических педагогических навыков. В ней кроме преподавателя и законоучителя вели некоторые предметы воспитанники старших классов семинарии. Каким образом Асташевский организовывал педагогическую практику воспитанников, читаем в отчетах образцовой школы. «Первоначально ученик, подготовившийся к практическому уроку, предварительно представлял письменно изложенный конспект или план урока, который преподавателем педагогики был просматриваем и исправляем. С течением же времени, по мере практического усвоения учениками приемов преподавания, приводившихся в школе к единству и согласию с преподаваемой на уроках дидактики и методики теориею, ученик давал практический урок с соблюдением требуемых приемов, по данному накануне предложению руководителя школы, нередко даже экспромтом, по приходе на урок в школу, особенно в случае болезни учителя школы. Каждый данный воспитанником семинарии в образцовой школе урок был подвергаем строгому подробному разбору со стороны его достоинств и недостатков на следующем уроке дидактики при участии всех учеников класса. Этим путем было достигнуто то, что многие из первоначальных недостатков, обнаруженных на первых практических уроках, в следующих затем были постепенно ослаблены и уступили свое место уверенности, выдержанности плана, простоте и практичности приемов, особенно на уроках лучших воспитанников»[11]. Также практические занятия по дидактике Асташевский с воспитанниками старших классов ТДС проводил по благословению епископа Макария (Невского) и в церковно-приходской школе при архиерейском доме[12]. С 1893/94 учебного года эта школа заботами епископа Макария была преобразована в двухклассную. На нее возлагалась задача подготовки учителей церковно-приходских школ Томской епархии. Особая забота о ней епископом Макарием также была поручена Асташевскому: «Поручаю председателю Епархиального училищного совета о. ректору семинарии архимандриту Никанору и преподавателю педагогики и дидактики семинарии Николаю Петровичу Асташевскому в свободное и удобное для них время иметь постоянное и неослабное наблюдение за вновь открытой школой и своею опытностью в педагогическом деле и благоразумными советами направлять и вести школу к преуспеянию и достижению намеченной для нее цели»[13].
Обладая музыкальным слухом и хорошим голосом, Н.П. Асташевский любил петь вместе с воспитанниками за богослужением в семинарском хоре, а иногда и руководил им. Он и преподаватель И.А. Яхонтов, оба любители клиросного пения, заботились о расширении репертуара церковных песнопений и передавали свой энтузиазм ученикам. Забота о расширении певческого репертуара была настолько велика, что ректору (архим. Акакию) иногда приходилось умерять их пыл[14].
Сразу же по прибытии в Томскую семинарию Асташевский показал себя усердным и трудоспособным членом корпорации. Поэтому уже в 1874 году он был избран членом Педагогического собрания семинарского Правления, оставаясь в этой должности до 1897 года. Однако первые годы службы Асташевского в Томской семинарии не были безоблачными. Их омрачало наличие в среде преподавательской корпорации двух противоборствующих партий. Одну партию составляли ректор, инспектор и преподаватели М. Соловьев и М. Стафилевский. Большинство же преподавателей принадлежали к противоположной группировке, в которой оказался и Николай Петрович. Епископ Томский и Семипалатинский Петр (Екатериновский) считал партию большинства «смутьянами», всегда выступающими против семинарского начальства и архиерея, потворствующие упадку дисциплины учеников, их своеволию. Он называл их «партией молодых либералов-преподавателей, зараженных духом анархии». Лидерами этой группировки томский преосвященный считал преподавателей А.Смирнова и Н.Асташевского[15]. Но это было не так. В 1881 году, во время ревизии ТДС, член-ревизор Учебного комитета Миропольский, тщательно разобравшись в ситуации, сделал выводы о необоснованности обвинений молодых преподавателей. «Ни в одном случае я не нашел признаков неблагонадежного направления или либерализма, - писал он в своем отчете обер-прокурору Св. Синода. - …Что внутренние раздоры семинарии имеют вредное влияние на учеников - это несомненно. Но ответственность за этот вред несут обе партии, хотя главную причину распущенности семинарии и вообще ее упадка я нахожу в действиях ректора и инспектора»[16]. Действительно, за годы управления часто болевшего ректора архимандрита Варфоломея (Медведева) семинария пришла в упадок и в экономическом, и в воспитательном отношениях. С этим и не хотели мириться молодые преподаватели, отстаивая семинарские интересы на заседаниях Правления. «Безобразное ведение экономии, общая неурядица по семинарии, бестактные действия начальствующих лиц, упадок в семинарии дисциплины, - все это давало обильный материал для протестов и мнений большинства, и все это вызывало раздражение в ректоре и инспекторе, которые являлись как бы ответчиками»[17]. Таким образом, преподаватель Н.П. Асташевский со своими единомышленниками не только был оправдан высшей церковной властью, но уже в те молодые годы показал себя бескомпромиссным и ответственным преподавателем и членом Педагогического собрания семинарского Правления. Окончательно дух партийности в ТДС был преодолен новым ректором, архимандритом Акакием (Заклинским), назначенным в 1882 году. Он сумел сплотить вокруг себя всех преподавателей, создав единодушный и монолитный педагогический коллектив[18].
С 1882 по 1884 год Николай Петрович Асташевский являлся членом Распорядительного собрания, занимавшегося вопросами семинарского хозяйствования. В периоды временного отсутствия ректора или инспектора он многократно временно исполнял их обязанности (4.09.1886-15.03.1887; 31.01-24.02.1888; 4.03-21.05.1888; 9.06-14.07.1888; 16.08-14.09.1888 – и.д. инспектора, а 21.05-9.06.1888; 14.07-16.08.1888 – и.д. ректора ТДС)[19].
В 1882 году в ТДС был поднят вопрос об открытии Попечительства о нуждающихся воспитанниках Томской духовной семинарии. Он был продиктован самой жизнью. Многие из учеников происходили из бедных, многодетных семей и испытывали большую нужду в самом необходимом: не могли купить себе лекарства, одежду и обувь, приобрести учебники, оплатить дорогу домой в каникулярное время. Правление семинарии поручило составить проект Устава Попечительства преподавателю Н.П. Асташевскому, который успешно справился с поставленной задачей. После утверждения Устава, согласно закону, Министерством внутренних дел, Попечительство было открыто в торжественной обстановке 26 апреля 1887 г. Николай Петрович Асташевский был избран одним из семи членов правления Попечительства и в этом качестве трудился до 1897 г[20].
Кроме трудов в Томской духовной семинарии Асташевский занимал некоторые важные должности и в епархиальных структурах. Заботясь о преодолении неграмотности народа, государство особую роль в этом деле отводило Православной церкви. 13 июня 1884 года были высочайше утверждены «Правила о церковно-приходских школах», которые регламентировали их деятельность, предусматривали финансирование и подготовку кадров. 30 декабря 1884 года на основании §22 «Правил» Преосвященнейшим епископом Владимиром (Петровым) в Томске был учрежден епархиальный Училищный совет, который должен был координировать деятельность существующих церковных школ и заботиться об открытии новых[21]. Членом-делопроизводителем Совета был назначен Н.П. Асташевский, занимаясь ведением его документации до 1890 г.
По поручению епископа Томского и Семипалатинского Макария (Невского) Николай Петрович руководил учителями церковно-приходских школ на педагогических курсах в Томске в ноябре 1895 г. и в августе 1897 г., за что ему была объявлена благодарность правящим архиереем.
Имея в городе репутацию опытного преподавателя, он был приглашен в Томскую Мариинскую женскую гимназию, где по совместительству преподавал педагогику с 1880 по 1897 год.
2 июля 1897 года Асташевский был избран почетным мировым судьей г. Томска, что свидетельствовало не только о его уважении в церковной среде, но и об общественном признании.
Но Николаю Петровичу, отдавшему Томской духовной семинарии 23 года своей жизни, Промысел Божий готовил иное поприще. В 1894 году Святейший Синод принял решение об учреждении духовной семинарии в Красноярске. Торжественное открытие первого класса состоялось 3 сентября 1895 г. Временно она была размещена в помещениях соборной церковно-приходской школы. Исполняющим обязанности ректора был, до решения этого вопроса Синодом, назначен смотритель Красноярского духовного училища К.А. Успенский[22]. Однако, к 1897 году для семинарии было отстроено отдельное деревянное здание, а преподавание велось уже в трех классах. Активно развивающаяся Красноярская семинария нуждалась в постоянном ректоре. Святейший Синод обязал епископа Енисейского и Красноярского Акакия (Заклинского) представить ему для назначения достойную кандидатуру[23]. Епископ Акакий остановился на кандидатуре Н.П. Асташевского, которого хорошо знал по Томской семинарии во время ректорства там с 1882 по 1891 год. 20 мая 1897 года он направил Асташевскому в Томск письмо, в котором хотел заручиться его согласием занять предлагаемую должность в случае положительного решения этого вопроса Синодом. В ответном письме от 16 июля 1897 г. Николай Петрович писал: «С чувством глубокой признательности за оказанную мне высокую честь долг имею почтительнейше уведомить Ваше Преосвященство, что занять должность ректора новооткрытой в г. Красноярске духовной семинарии я согласен, если Богу угодно будет принять меня к священному служению Ему, и если высшим духовным начальством позволено мне будет проходить это служение в сане протоиерея в состоянии безбрачия»[24]. Получив ответ, епископ Акакий направил в Синод Представление (№1974 от 29.07.1897), в котором подробно описывал достоинства Н.П. Асташевского: «Для вверенной мне семинарии и школы епархии нельзя и желать лучшего и опытнейшего ректора и руководителя Епархиального училищного совета. Господин Асташевский а) двадцать три года прослужил в семинарии и все это время непрерывно состоял членом Педагогического собрания семинарского Правления; постановка учебного дела, правильный ход его, средства к возвышению уровня ученических успехов ему известны не только теоретически, но и опытно; б) семнадцать лет преподает педагогику в Томской Мариинской гимназии; в) восемь лет был делопроизводителем Епархиального училищного совета в то тяжелое время, когда в Томской епархии при 800 рублях местных средств в кассе заводимы были первые церковно-приходские школы; г) семь раз временно исправлял должность инспектора и два раза должность ректора семинарии; д) избран почетным мировым судьею – что свидетельствует о признании обществом его личных достоинств. В продолжение девятилетней совместной с ним службы и работы в Томской семинарии я имел возможность ознакомиться с характером, благонадежным направлением и тактичностью г. Асташевского и потому с полной уверенностью, что под его управлением Красноярская семинария будет именно таким церковным учебным заведением, каким желательно ее видеть»[25]. 20 августа 1897 года Указом Св. Синода Асташевский был назначен ректором Красноярской духовной семинарии. «Согласно ходатайству преосвященного Енисейского, - читаем мы в определении Синода, - назначить преподавателя Томской духовной семинарии статского советника Николая Асташевского ректором Красноярской духовной семинарии, с возведением его в г. Томске на основании примечания к §24 Устава духовных семинарий, по рукоположении в священника в безбрачном состоянии, в сан протоиерея, о чем послать преосвященным Томскому и Енисейскому указы, пояснив при сем в указе преосвященному Акакию, что рукоположение в священный сан Асташевского не служит препятствием к ношению им тех из заслуженных им знаков отличия, коими награждаются и священнослужители, и в Учебный комитет, Канцелярию обер-прокурора и Хозяйственное управление передать выписки»[26].
Во исполнение синодального решения 17 сентября 1897 года святитель Макарий (Невский) в Благовещенском кафедральном соборе г. Томска рукоположил Николая Петровича Асташевского в сан диакона, а 18 сентября в домовой церкви Томской семинарии в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» - в священника. 21 сентября в домовой архиерейской Крестовоздвиженской церкви он был возведен в сан протоиерея по должности[27].
28 сентября 1897 г. протоиерей Николай Асташевский совершил в храме Томской духовной семинарии Божественную литургию, после которой состоялось прощание с наставниками и питомцами ТДС. Воспитанник 6-го класса М. Кротков произнес речь, в которой говорил о достоинствах любимого преподавателя. В ответном слове протоиерей Николай вспоминал о своей многолетней службе в семинарии, говорил о значении для учащихся изучения наук, особенно богословско-философских и завещал бережно хранить добрые семинарские предания[28].
На должности ректора Красноярской духовной семинарии он состоял 17 лет (1897-1914). Не оставлял он и педагогической деятельности, преподавая различные предметы: библейскую историю (1897-1899), основное богословие (1898-1899), догматическое богословие (1899-1900), немецкий язык (1901) и церковное пение (1900-1901, 1903-1904, 1905). В годы его ректорства на средства, отпущенные Св. Синодом, были возведены прекрасные каменные корпуса семинарии. Протоиерей Николай активно занимался вопросами строительства и как ректор, и как председатель строительно-хозяйственного комитета (с 1900 года). С 13 декабря 1897 года он состоял председателем Енисейского епархиального училищного совета и цензором «Енисейских епархиальных ведомостей». С 1898 года протоиерей Николай был товарищем председателя, а с 1903 года председателем Совета Братства Рождества Пр. Богородицы в Красноярске. Это Братство занималось вопросами противодействия сектантам и раскольникам, проведением внебогослужебных религиозно-нравственных чтений, организацией приходских библиотек, борьбой с народными пороками и безнравственностью. Для расширения влияния Братства протоиерей Николай Асташевский призывал к активному участию в его деятельности всего приходского духовенства. Он всемерно стремился к тому, чтобы посредством Братства христианская нравственность и дух церковного благочестия проникали во все сферы народной жизни[29].
12 марта 1912 года, когда в Красноярске было открыто Енисейское церковно-историко-археологическое общество, его председателем также был избран протоиерей Николай Асташевский[30].
26 января 1913 года на Енисейско-Красноярскую кафедру был назначен епископ Никон (Бессонов) – человек скандальный и порочный (в 1917 г. сложил с себя священный сан). С его приездом в Красноярск ровное течение церковной жизни было нарушено. В сложившейся ситуации благочестивый и принципиальный ректор семинарии протоиерей Николай Асташевский оказался неугодным. Архиерей настаивал на оставлении им должности ректора Красноярской семинарии по собственному желанию. В поданном прошении протоиерей Николай писал: «Я желал бы продолжить свою службу, полагая, что мое участие в жизни семинарии и духовном устроении епархии не бесполезно. Но если Вы требуете, чтобы я оставил службу, я должен исполнить начальственную волю, присовокупляя, что я считаю долгом искать высшего духовного суда и просить оный суд разобрать наши дела семинарские и епархиальные, и наши вины»[31]. 12 декабря 1913 года им была отправлена телеграмма на имя обер-прокурора Св. Синода: «По требованию владыки я должен подать прошение об увольнении от должности ректора. Готовый исполнить волю владыки и высшего духовного начальства, считаю долгом службы просить Ваше Высокопревосходительство обратить внимание на Енисейскую епархию, ждущую успокоения и спасения от Петербурга. От страшного гнета епархиального управления в семинарии корпорация в унынии. Лучшие силы оставляют службу. Осенью двое лучших преподавателей перешли в министерство. Другие готовы покинуть семинарию при первой возможности. Распоряжением владыки помимо Правления назначены в семинарию секретарь и эконом из лиц, правлению несимпатичных. С учениками владыка ласков, с начальством – строг и грозен»[32].
В 1914 году в Красноярск был направлен с ревизией член Учебного комитета при Св. Синоде П.Ф. Полянский (будущий митрополит и местоблюститель патриаршего престола). Он дал весьма высокую оценку ректору протоиерею Николая Асташевскому и как педагогу, и как администратору. «Ректор семинарии кандидат богословия протоиерей Николай Асташевский, несмотря на 40 лет службы (с 1874 г.) не потерял бодрости и силы мысли и до сих пор, - преподавание ведет обстоятельно и живо, - докладывал он обер-прокурору Св. Синода. - Он с особым умением извлекает из апостольских посланий все наиболее характерные данные для разъяснения того или другого вероучительного или нравоучительного вопроса. Трудно отметить что-либо важное, на что при изъяснении Св. Писания не обращено было бы внимание преподавателя; при этом он хорошо владеет речью и говорит очень просто, так что уроки его легко усваиваются учениками. Спрошенные отвечали удовлетворительно. Исполняя свои преподавательские обязанности в надлежащей мере, о. Асташевский с особой заботливостью следит за направлением и постановкой преподавания других предметов. Будучи в то же время очень просвещенным человеком, он обращает внимание и на то, чтобы семинарские кафедры стояли на высоте научных требований. И это стремление его осуществляется самым симпатичным образом. Эрудиция и широкая образованность некоторых семинарских педагогов служат предметом почтенного внимания местной губернской администрации и интеллигентного класса…
О деятельности ректора семинарии протоиерея Асташевского предшествующие ревизоры отзывались с очень похвальной стороны. Сколько я мог убедиться, он и ныне сохраняет трудолюбие и заботливость, являясь начальником чутким ко всему, что происходит в заведении, обладающим спокойным административным тактом, глубоко сознающим свой долг и умеющим сохранять свое достоинство. А его редкий, чрезвычайно высокий нравственный облик снискали ему любовь и как человека. Благородство его характера при его просвещенном уме известно во многих концах Сибири и мыслится настолько высоко, что никто и никогда не позволил себе заподозрить его в какой-либо низменности побуждений. Будучи сам таковым, он верит в человеческое достоинство и других и не хочет думать, чтобы и другие могли руководствоваться в своих делах иными побуждениями. При таких особенностях характера он не способен к борьбе с людской неправдой не только в делах служебных, но и своих личных, - и это никак нельзя объяснить с его стороны робостью или слабостью. Наоборот, в своей деятельности он требователен и отличается твердым характером. С недавнего времени он переживает тяжелые дни; последние создались для него кучкою людей, к которым он всегда относился сочувственно и на которых, будучи сам честен, смотрел как на своих доброжелателей; но они далеко не оказались такими. Помимо этого, о. Асташевского удручает крайняя слабость зрения; а между тем он тратит много времени и сил на канцелярское делопроизводство, хотя последнее, при ревизии, найдено и не совсем в порядке»[33].
Несмотря на положительную характеристику ревизора 23 сентября 1914 года Св. Синод перевел протоиерея Николая Асташевского из Красноярска на должность ректора Тобольской духовной семинарии[34]. В Тобольск отец Николай прибыл 1 октября. В тот же день он познакомился с преподавательской корпорацией. Особенно радостной оказалась для ректора встреча с прежним сослуживцем по Томской духовной семинарии преподавателем Н.А. Городковым. 5 октября в семинарском храме им была отслужена первая в Тобольске Божественная литургия. Благоговение и молитвенный настрой на богослужении сразу нашли положительной отклик как у учащихся, так и у наставников семинарии. «Служит отец ректор с глубоким молитвенным подъемом, - отмечали они. – Возгласы произносит громко и ясно»[35]. Однако служба протоиерея Николая Асташевского в Тобольске была недолгой. Прослужив там менее года, определением Св. Синода №3537 от 5/8 мая 1915 года он был уволен от духовно-учебной службы на пенсию за выслугою лет. Поселился он в Томске[36], где проживал и работал врачом его родной брат. К сожалению, пока не обнаружены документы, которые бы проливали свет на то, где отец Николай служил и чем занимался с 1915 до 1924 года. Есть лишь упоминание о том, что 28 октября 1915 года он принял участие в торжествах, посвященных престольному празднику Томского духовного училища[37]. Еще одно упоминание о протоиерее Николае Асташевском относится к январю 1919 года Это время власти в Сибири Временного правительства Колчака. В Томской епархии тогда был организован Западносибирский законоучительский союз, призванный объединить усилия преподавателей Закона Божия. Председателем правления этого союза был избран протоиерей Н.П.Асташевский[38]. Таким образом, 30 января 1919 года он упоминается еще как протоиерей, что ставит под сомнение сообщение митрополита Мануила (Лемешевского) о пострижении протоиерея Николая Асташевского в монашество и возведении его в сан архимандрита в 1917 году[39]. Видимо это произошло несколько позднее. Пострижен он был в честь святителя Никифора патриарха Константинопольского.
После вторичного установления в Западной Сибири советской власти на Церковь с новой силой обрушились гонения. Однако в начале 1922 года в быстро развивающемся Новониколаевске было открыто викариатство. Но оно было захвачено обновленцами. При активной поддержке властей обновленческий раскол быстро набирал силу. Для противодействия расколу патриархом Тихоном и Священным Синодом в 1924 году учреждается самостоятельная каноничная кафедра. На нее избирается архимандрит Никанор (Асташевский)[40]. Его хиротония была совершена 25 сентября 1924 года в Москве, в храме мученика Никиты на Ст. Басманной улице. Ее возглавил Святейший Патриарх Тихон[41].
В Новониколаевске ( с 1926 г. – Новосибирск) епископ Никифор активно боролся с обновленческим и григорианским расколами. Его труды привели к массовому возвращению раскольников в лоно патриаршей церкви. В конце 1920-х годов Новосибирская епархия уже насчитывала 206 приходов[42]. За ревностное служение Церкви владыка Никифор в 1927 году был возведен в сан архиепископа, 2 апреля 1931 года удостоен права ношения креста на клобуке[43], а 18 апреля 1932 г. становится митрополитом[44].
В мае 1935 года митрополит Никифор был почислен на покой, но жил и совершал богослужения в Новосибирске. Скончался он 30 апреля 1937 года в Великую Пятницу, и был погребен около Успенской кладбищенской церкви. В 1962 году в связи с закрытием кладбища и сносом храма митрополит Никифор был перезахоронен на Заельцовское кладбище Новосибирска.
[1] Российский государственный исторический архив (далее – РГИА). Ф.796.Оп.441.Д.15.Л.10.
[2] Отец владыки Никифора священник Петр Иванович Асташевский был рукоположен в 1830 г. и проходил служение в церкви Косьмы и Дамиана с. Курбатовское Рязанской епархии. 24 ноября 1854 года он перешел в Томскую епархию, где служил сначала в Ильинском храме с.Панкрушихи Колыванского уезда (1854-1856), в Никольской церкви с. Осиновые Колки Каинского округа (1856-1859), а затем в Спасской церкви с. Спасского того же Каинского округа (1859-1882). В 1882 году вышел за штат. Скончался в 1894 году. Мать митрополита Никифора звали Евфросиньей. (См. ГАТО.Ф.170.Оп.3.Д.3169.Л.18-23,46)
[3] Мисюрев А.А.,протоиерей. Томская губернская гимназия в первые десятилетия ее существования (1838-1888). Томск.1894.С.28.
[4] РГИА.Ф.797.Оп.45.Отд.1.Ст.2.Д.85.Л.158-158об.
[5] РГИА.Ф.802.Оп.9.1881г.Д.26.Л.130,134.
[6] РГИА.Ф.802.Оп.9.1893г.Д.25.Л.65.
[7] РГИА.Ф.802.Оп.17.Д.162.Л.78.
[8] РГИА.Ф.797.Оп.85.Отд.1.Ст.2.Д.103.Л.3об.-4.
[9] РГИА.Ф.802.Оп.9.Д.26.Л.130об.-131.
[10] РГИА.Ф.796.Оп.442.Д.1314.Л.5.
[11] РГИА.Ф.803.Оп.11.Д.1909.Л.18об.
[12] Томские епархиальные ведомости (далее ТЕВ). 1892.№20.Отд.неоф.С.14.
[13] ТЕВ.1893.№20.Отд.оф.С.2.
[14] РГИА.Ф.802.Оп.9.Отчеты.Разд.4.Д.44.Л.145.
[15] РГИА.Ф.802.Оп.9.1881г.Д.26.Л.149об.
[18] Прибавления к церковным ведомостям, 1891,№15,с.490-491.
[19] РГИА.Ф.797.Оп.85.Отд.1.Ст.2.Д.103.Л.3-10.
[20] ТЕВ.1887.№10.Отд.неоф.С.6-10.
[21] ТЕВ.1885.№1.Отд.оф.С.3.
[22] ЕЕВ. 1895. №18. Отд.неоф. С.293.
[23] РГИА.Ф.796.Оп.178.Д.469.Л.4об.-5.
[24] РГИА.Ф.796.Оп.178.Д.644.Л.3.
[27] ТЕВ.1897.№19.Отд.неоф.С.44.
[29] Асташевский Н.П. Предложение председателя Совета прот. Н. Асташевского в Совет Енисейского братства Рождества Пресвятой Богородицы. //Енисейские епархиальные ведомости (далее ЕЕВ).1908.№5.Отд.неоф.С.17-19. ЕЕВ.1908.№6.Отд.неоф.С.17-22.
[30] Малашин Г.В. Красноярская (Енисейская) епархия РПЦ:1861-2011 г.г. Красноярск: «Восточная Сибирь».2011.С.221.
[31] РГИА.Ф.797.Ф.85.1отд.2ст.Д.103.Л.17-18.
[33] РГИА.Ф.802.Оп.11.1914г.Д.63.Л.2об.-3,14-14об.
[34] Тобольские епархиальные ведомости.1914.№24.Отд.неоф.С.429-430..
[35] Тобольские епархиальные ведомости.1914.№28.Отд.неоф.С.506-507.
[36] РГИА.Ф.797.Оп.85.Отд.1.Ст.2.Д.103.Л.1-20.
Что прот.Н.П. Асташевский, выйдя в отставку, поселился в Томске, видно из архивного документа, именуемого «Ведомость о лице ведомства православного исповедания, жительствующем в Томской губернии, коему назначена пенсия». В этом документе говорится:, что бывшему ректору Тобольской духовной семинарии протоиерею Николаю Асташевскому, 67-ми лет от роду, за 40-летнюю духовно-учебную службу назначена пенсия 1) из духовно-учебного капитала 1.360 рублей (из казначейства Томской духовной семинарии) и из казны 640 рублей (из томского казначейства). (РГИА.Ф.797.Оп.85.Отд.1.Ст.2.Д.103.Л.12-13).
[37] ТЕВ.1915.№22.Ч.неоф.С.990.
[38] Иванов П.А.,священник. Вести из Томска.//Тобольские епархиальные ведомости.1919.№5.Ч.неоф.С82.
[39] Мануил (Лемешевский), митрополит. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 год включительно. Ч.5 (Назарий-Руфим). Ерланген,1987.С.86.
[40] Иподиакон архиепископа Илариона (Троицкого) Н.Б. Кирьянов в своем дневнике утверждает, что архимандрит Никифор был хиротонисан в епископа Никольск-Уссурийского. (История иерархии Русской православной церкви. М.:ПСТГУ.2006.С.884). Видимо, решение о назначении епископа Никифора на Новониколаевскую кафедру было принято не до хиротонии, а вскоре после нее.
[41] В некоторых источниках указывается другая дата хиротонии. Так, митрополит Мануил (Лемешевский) указывает 15 сентября (Мануил (Лемешевский), митрополит. Цит.соч.С.86). Эта же дата называет и в списке архиереев, составленном в Церковно-научном центре «Православная энциклопедия» (см. История Русской Церкви.Кн.9./Протоиерей Владислав Цыпин. История Русской Церкви (1917-1997). М.:Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря.1997.С.752). В этой работе называется как наиболее достоверная дата – 25.09.1924, как названная очевидцем хиротонии, сделавшем сразу после нее дневниковую запись.
[42] Новосибирская епархия: история и современность. Новосибирск: «Новинвест плюс».2006.С.21.
[43] Журнал Московской Патриархии .1931.№5.С.3
[44] Журнал Московской Патриархии.1932.№11-12.С.4.
|