† Православие в Томске / Томское церковное краеведение / Митрополит Ростислав (Девятов). Жизненный путь и педагогическая деятельность митрополита Никифора (Асташевского Н.П.)

Новости
Томская епархия
Святые Томской земли
Томские храмы
Монастыри
Томская духовная семинария
Томское церковное краеведение
Задать вопрос
Контакты

Официальный сайт Томской Епархии Московского Патриархата
Русской Православной Церкви
Главная страница /  Томское церковное краеведение
Главная страница Обратная связь Карта сайта RSS-лента

Томское церковное краеведение
Митрополит Ростислав (Девятов). Жизненный путь и педагогическая деятельность митрополита Никифора (Асташевского Н.П.)
 

Ростислав, митрополит Томский и Асиновский

 

ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МИТРОПОЛИТА НИКИФОРА (АСТАШЕВСКОГО Н.П.)

(Труды Томской духовной семинарии.Сб.2.- Томск:Томская духовная семинария.2013.С.57-74).

 

 В статье на основании архивных материалов дается обзор жизни выпускника Томской духовной семинарии митрополита Никифора (Асташевского). Особенное внимание уделяется ранее мало изученной его педагогической деятельности в качестве преподавателя Томской духовной семинарии, ректора Красноярской и Тобольской духовных семинарий.

 

 Ключевые слова: Асташевский, протоиерей, Никифор,ректор, семинария, Святейший Синод, дидактика, образцовая школа, митрополит.

 

 Томская духовная семинария, открытая в 1858 году стараниями преосвященного Парфения, епископа Томского и Енисейского, принесла Богу многие и обильные плоды. Из ее стен вышли многочисленные пастыри и миссионеры, видные архиереи и богословы. Они трудились на ниве Христовой как в Томской епархии, так и за ее пределами.Одним из таких питомцев томской духовной школы, а потом и ее видным преподавателем был первый святитель новооткрытой Новониколаевской (позднее Новосибирской) кафедры – митрополит Никифор (Асташевский). К сожалению, его жизнь до архиерейской хиротонии мало изучена, а о томском ее периоде практически неизвестно ничего. Восполнить этот пробел и призвано настоящее исследование. При написании этой статьи использовались подлинные документы, хранящиеся в Российском государственном историческом архиве (РГИА) в фондах Канцерярии Св. Синода (ф.976), обер-прокурора Св. Синода (ф.797), Учебного комитета при Св. Синоде (ф.802), Училищного совета при Св. Синоде (ф.803). Таковыми документами являются послужные формулярные списки митрополита Никифора за разные годы, годовые отчеты Томской и Красноярской духовных семинарий и образцовой школы при ТДС, отчеты членов-ревизоров Учебного комитета, в разные годы проводивших ревизии этих семинарий. Использовались документы из дел о назначении Асташевского Н.П. на должности ректора Красноярской и Тобольской семинарий, и о назначении ему пенсии. Большинство из указанных документов ранее никогда не использовались и впервые вводятся в научный оборот. Были использованы также различные сообщения и публикации в центральной и епархиальной церковной печати ( в «Церковном вестнике», «Томских епархиальных ведомостях», «Енисейских епархиальных ведомостях», «Тобольских епархиальных ведомостях» и др.). При написании завершительной части статьи были использованы публикации Шабурнова, основательно проследившего последний этап жизненного пути митрополита Никифора на Новосибирской кафедре.

 В 2012 году исполнилось 75 лет со дня кончины митрополита Никифора. К этой дате и хотелось бы приурочить данное скромное исследование.

 Асташевский Николай Петрович (впоследствии митрополит Никифор) родился 15 мая 1848 года в с. Курбатовское Рязанского уезда Рязанской губернии в семье священника[1]. В 1854 году отец Николая Петровича иерей Петр Асташевский по призыву епископа Томского и Енисейского Парфения перешел на служение в Томскую епархию[2]. Таким образом и его сын Николай становится сибиряком В 1864 году он поступает для обучения в Томскую духовную семинарию. За шесть семинарских лет он неизменно показывал успехи в учебе и примерное поведение. Неизгладимое впечатление на воспитанника Асташевского производили лекции талантливого преподавателя логики, философии, психологии и дидактики Сергея Ивановича Промтова, что в будущем в значительной степени предопределило его преподавательское поприще. «С.И. Промптов – человек необыкновенно даровитый и многосторонне образованный, - писал о нем протоиерей Антонин Мисюрев. - За что он ни принимался, дело вел успешно. Многочисленные слушатели вспоминают до сих пор его уроки, особенно по логике и педагогике»[3]. Обучался Асташевский на полном казенном содержании. Это предполагало и бесплатное поселение в семинарском общежитии. Однако Томская семинария в те годы вынуждена была ютиться в старых зданиях архиерейского домоправления, поэтому мест в общежитии катастрофически не хватало. Николаю Асташевскому, отличавшемуся добрым поведением, разрешено было проживать на съемной городской квартире за казенный счет. Закончив семинарию по первому разряду, Асташевский в 1870 году поступил для продолжения обучения в Казанскую духовную академию, которую закончил в 1874 году со степенью кандидата богословия. В 1874 году он получает назначение в Томскую духовную семинарию преподавателем философии, логики, психологии и дидактики. Уже тогда молодой преподаватель проявил свою даровитость. Ревизовавший ТДС в 1876 г. член Учебного комитета при Св. Синоде С.Керский в своем отчете пишет: «Преподаватель психологии, обзора философских учений и педагогики Асташевский – умный и деятельный наставник. С характером изустных его объяснений я ознакомился прежде всего на уроке психологии и пришел к самым выгодным для наставника заключениям о его природных способностях и научных знаниях»[4]. Однако другой ревизор, Миропольский, в 1881 г., отмечая достоинства Асташевского, говорит и о его недостатках. Он пишет, что его лекции не всегда понятны и доступны ученикам, а их усвоение затруднено по «малогласию» преподавателя[5]. Николай Петрович, вероятно, учел замечания Миропольского и скорректировал методику преподавания. Следующий ревизор Учебного комитета Докучаев в 1893 г. дает ему исключительно положительную во всех отношениях характеристику: «Он сведущ в предметах своей специальности и следит за современным положением немецкой литературы по психологии, дидактике и методике. Объяснения уроков ведутся преподавателем основательно, и вообще дело у него ведется правильно и с достаточным успехом»[6]. Асташевский не отличался отменным здоровьем, часто болел, особенно в начальный период своей службы, из-за чего часто пропускал уроки[7]. Однако, отличаясь ответственностью и исполнительностью, он соглашался замещать вакантные учительские должности. Так, с 15 августа 1876 г. по 1 июля 1877 г. он временно преподавал греческий язык в 5-м классе, а с 31 августа по 13 сентября 1882 года – в 3-м классе[8]. Кроме аудиторных лекций Асташевский, как преподаватель педагогики и дидактики, был руководителем практических занятий воспитанников сначала в воскресной школе при ТДС, а затем в образцовой школе. В 1878 году воскресная школа возобновила свою работу после временного ее закрытия. До 1881 года занятия в ней велись, вопреки указу Св.Синода от 21 августа 1868 г., ежедневно, а не только по воскресным и праздничным дням. В ней обучалось около 100 человек. Занятия велись по Закону Божию, письму, русскому языку, арифметике и пению. Преподавание в школе осуществляли после своих занятий воспитанники 5 и 6 классов ТДС, которыми руководил преподаватель Асташевский[9]. 17 сентября 1889 г. при семинарии была открыта образцовая школа[10]. Она стала удобной площадкой для приобретения семинаристами практических педагогических навыков. В ней кроме преподавателя и законоучителя вели некоторые предметы воспитанники старших классов семинарии. Каким образом Асташевский организовывал педагогическую практику воспитанников, читаем в отчетах образцовой школы. «Первоначально ученик, подготовившийся к практическому уроку, предварительно представлял письменно изложенный конспект или план урока, который преподавателем педагогики был просматриваем и исправляем. С течением же времени, по мере практического усвоения учениками приемов преподавания, приводившихся в школе к единству и согласию с преподаваемой на уроках дидактики и методики теориею, ученик давал практический урок с соблюдением требуемых приемов, по данному накануне предложению руководителя школы, нередко даже экспромтом, по приходе на урок в школу, особенно в случае болезни учителя школы. Каждый данный воспитанником семинарии в образцовой школе урок был подвергаем строгому подробному разбору со стороны его достоинств и недостатков на следующем уроке дидактики при участии всех учеников класса. Этим путем было достигнуто то, что многие из первоначальных недостатков, обнаруженных на первых практических уроках, в следующих затем были постепенно ослаблены и уступили свое место уверенности, выдержанности плана, простоте и практичности приемов, особенно на уроках лучших воспитанников»[11]. Также практические занятия по дидактике Асташевский с воспитанниками старших классов ТДС проводил по благословению епископа Макария (Невского) и в церковно-приходской школе при архиерейском доме[12]. С 1893/94 учебного года эта школа заботами епископа Макария была преобразована в двухклассную. На нее возлагалась задача подготовки учителей церковно-приходских школ Томской епархии. Особая забота о ней епископом Макарием также была поручена Асташевскому: «Поручаю председателю Епархиального училищного совета о. ректору семинарии архимандриту Никанору и преподавателю педагогики и дидактики семинарии Николаю Петровичу Асташевскому в свободное и удобное для них время иметь постоянное и неослабное наблюдение за вновь открытой школой и своею опытностью в педагогическом деле и благоразумными советами направлять и вести школу к преуспеянию и достижению намеченной для нее цели»[13].

 Обладая музыкальным слухом и хорошим голосом, Н.П. Асташевский любил петь вместе с воспитанниками за богослужением в семинарском хоре, а иногда и руководил им. Он и преподаватель И.А. Яхонтов, оба любители клиросного пения, заботились о расширении репертуара церковных песнопений и передавали свой энтузиазм ученикам. Забота о расширении певческого репертуара была настолько велика, что ректору (архим. Акакию) иногда приходилось умерять их пыл[14].

 Сразу же по прибытии в Томскую семинарию Асташевский показал себя усердным и трудоспособным членом корпорации. Поэтому уже в 1874 году он был избран членом Педагогического собрания семинарского Правления, оставаясь в этой должности до 1897 года. Однако первые годы службы Асташевского в Томской семинарии не были безоблачными. Их омрачало наличие в среде преподавательской корпорации двух противоборствующих партий. Одну партию составляли ректор, инспектор и преподаватели М. Соловьев и М. Стафилевский. Большинство же преподавателей принадлежали к противоположной группировке, в которой оказался и Николай Петрович. Епископ Томский и Семипалатинский Петр (Екатериновский) считал партию большинства «смутьянами», всегда выступающими против семинарского начальства и архиерея, потворствующие упадку дисциплины учеников, их своеволию. Он называл их «партией молодых либералов-преподавателей, зараженных духом анархии». Лидерами этой группировки томский преосвященный считал преподавателей А.Смирнова и Н.Асташевского[15]. Но это было не так. В 1881 году, во время ревизии ТДС, член-ревизор Учебного комитета Миропольский, тщательно разобравшись в ситуации, сделал выводы о необоснованности обвинений молодых преподавателей. «Ни в одном случае я не нашел признаков неблагонадежного направления или либерализма, - писал он в своем отчете обер-прокурору Св. Синода. - …Что внутренние раздоры семинарии имеют вредное влияние на учеников - это несомненно. Но ответственность за этот вред несут обе партии, хотя главную причину распущенности семинарии и вообще ее упадка я нахожу в действиях ректора и инспектора»[16]. Действительно, за годы управления часто болевшего ректора архимандрита Варфоломея (Медведева) семинария пришла в упадок и в экономическом, и в воспитательном отношениях. С этим и не хотели мириться молодые преподаватели, отстаивая семинарские интересы на заседаниях Правления. «Безобразное ведение экономии, общая неурядица по семинарии, бестактные действия начальствующих лиц, упадок в семинарии дисциплины, - все это давало обильный материал для протестов и мнений большинства, и все это вызывало раздражение в ректоре и инспекторе, которые являлись как бы ответчиками»[17]. Таким образом, преподаватель Н.П. Асташевский со своими единомышленниками не только был оправдан высшей церковной властью, но уже в те молодые годы показал себя бескомпромиссным и ответственным преподавателем и членом Педагогического собрания семинарского Правления. Окончательно дух партийности в ТДС был преодолен новым ректором, архимандритом Акакием (Заклинским), назначенным в 1882 году. Он сумел сплотить вокруг себя всех преподавателей, создав единодушный и монолитный педагогический коллектив[18].

 С 1882 по 1884 год Николай Петрович Асташевский являлся членом Распорядительного собрания, занимавшегося вопросами семинарского хозяйствования. В периоды временного отсутствия ректора или инспектора он многократно временно исполнял их обязанности (4.09.1886-15.03.1887; 31.01-24.02.1888; 4.03-21.05.1888; 9.06-14.07.1888; 16.08-14.09.1888 – и.д. инспектора, а 21.05-9.06.1888; 14.07-16.08.1888 – и.д. ректора ТДС)[19].

 В 1882 году в ТДС был поднят вопрос об открытии Попечительства о нуждающихся воспитанниках Томской духовной семинарии. Он был продиктован самой жизнью. Многие из учеников происходили из бедных, многодетных семей и испытывали большую нужду в самом необходимом: не могли купить себе лекарства, одежду и обувь, приобрести учебники, оплатить дорогу домой в каникулярное время. Правление семинарии поручило составить проект Устава Попечительства преподавателю Н.П. Асташевскому, который успешно справился с поставленной задачей. После утверждения Устава, согласно закону, Министерством внутренних дел, Попечительство было открыто в торжественной обстановке 26 апреля 1887 г. Николай Петрович Асташевский был избран одним из семи членов правления Попечительства и в этом качестве трудился до 1897 г[20].

 Кроме трудов в Томской духовной семинарии Асташевский занимал некоторые важные должности и в епархиальных структурах. Заботясь о преодолении неграмотности народа, государство особую роль в этом деле отводило Православной церкви. 13 июня 1884 года были высочайше утверждены «Правила о церковно-приходских школах», которые регламентировали их деятельность, предусматривали финансирование и подготовку кадров. 30 декабря 1884 года на основании §22 «Правил» Преосвященнейшим епископом Владимиром (Петровым) в Томске был учрежден епархиальный Училищный совет, который должен был координировать деятельность существующих церковных школ и заботиться об открытии новых[21]. Членом-делопроизводителем Совета был назначен Н.П. Асташевский, занимаясь ведением его документации до 1890 г.

 По поручению епископа Томского и Семипалатинского Макария (Невского) Николай Петрович руководил учителями церковно-приходских школ на педагогических курсах в Томске в ноябре 1895 г. и в августе 1897 г., за что ему была объявлена благодарность правящим архиереем.

 Имея в городе репутацию опытного преподавателя, он был приглашен в Томскую Мариинскую женскую гимназию, где по совместительству преподавал педагогику с 1880 по 1897 год.

 2 июля 1897 года Асташевский был избран почетным мировым судьей г. Томска, что свидетельствовало не только о его уважении в церковной среде, но и об общественном признании.

 Но Николаю Петровичу, отдавшему Томской духовной семинарии 23 года своей жизни, Промысел Божий готовил иное поприще. В 1894 году Святейший Синод принял решение об учреждении духовной семинарии в Красноярске. Торжественное открытие первого класса состоялось 3 сентября 1895 г. Временно она была размещена в помещениях соборной церковно-приходской школы. Исполняющим обязанности ректора был, до решения этого вопроса Синодом, назначен смотритель Красноярского духовного училища К.А. Успенский[22]. Однако, к 1897 году для семинарии было отстроено отдельное деревянное здание, а преподавание велось уже в трех классах. Активно развивающаяся Красноярская семинария нуждалась в постоянном ректоре. Святейший Синод обязал епископа Енисейского и Красноярского Акакия (Заклинского) представить ему для назначения достойную кандидатуру[23]. Епископ Акакий остановился на кандидатуре Н.П. Асташевского, которого хорошо знал по Томской семинарии во время ректорства там с 1882 по 1891 год. 20 мая 1897 года он направил Асташевскому в Томск письмо, в котором хотел заручиться его согласием занять предлагаемую должность в случае положительного решения этого вопроса Синодом. В ответном письме от 16 июля 1897 г. Николай Петрович писал: «С чувством глубокой признательности за оказанную мне высокую честь долг имею почтительнейше уведомить Ваше Преосвященство, что занять должность ректора новооткрытой в г. Красноярске духовной семинарии я согласен, если Богу угодно будет принять меня к священному служению Ему, и если высшим духовным начальством позволено мне будет проходить это служение в сане протоиерея в состоянии безбрачия»[24]. Получив ответ, епископ Акакий направил в Синод Представление (№1974 от 29.07.1897), в котором подробно описывал достоинства Н.П. Асташевского: «Для вверенной мне семинарии и школы епархии нельзя и желать лучшего и опытнейшего ректора и руководителя Епархиального училищного совета. Господин Асташевский а) двадцать три года прослужил в семинарии и все это время непрерывно состоял членом Педагогического собрания семинарского Правления; постановка учебного дела, правильный ход его, средства к возвышению уровня ученических успехов ему известны не только теоретически, но и опытно; б) семнадцать лет преподает педагогику в Томской Мариинской гимназии; в) восемь лет был делопроизводителем Епархиального училищного совета в то тяжелое время, когда в Томской епархии при 800 рублях местных средств в кассе заводимы были первые церковно-приходские школы; г) семь раз временно исправлял должность инспектора и два раза должность ректора семинарии; д) избран почетным мировым судьею – что свидетельствует о признании обществом его личных достоинств. В продолжение девятилетней совместной с ним службы и работы в Томской семинарии я имел возможность ознакомиться с характером, благонадежным направлением и тактичностью г. Асташевского и потому с полной уверенностью, что под его управлением Красноярская семинария будет именно таким церковным учебным заведением, каким желательно ее видеть»[25]. 20 августа 1897 года Указом Св. Синода Асташевский был назначен ректором Красноярской духовной семинарии. «Согласно ходатайству преосвященного Енисейского, - читаем мы в определении Синода, - назначить преподавателя Томской духовной семинарии статского советника Николая Асташевского ректором Красноярской духовной семинарии, с возведением его в г. Томске на основании примечания к §24 Устава духовных семинарий, по рукоположении в священника в безбрачном состоянии, в сан протоиерея, о чем послать преосвященным Томскому и Енисейскому указы, пояснив при сем в указе преосвященному Акакию, что рукоположение в священный сан Асташевского не служит препятствием к ношению им тех из заслуженных им знаков отличия, коими награждаются и священнослужители, и в Учебный комитет, Канцелярию обер-прокурора и Хозяйственное управление передать выписки»[26].

 Во исполнение синодального решения 17 сентября 1897 года святитель Макарий (Невский) в Благовещенском кафедральном соборе г. Томска рукоположил Николая Петровича Асташевского в сан диакона, а 18 сентября в домовой церкви Томской семинарии в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» - в священника. 21 сентября в домовой архиерейской Крестовоздвиженской церкви он был возведен в сан протоиерея по должности[27].

 28 сентября 1897 г. протоиерей Николай Асташевский совершил в храме Томской духовной семинарии Божественную литургию, после которой состоялось прощание с наставниками и питомцами ТДС. Воспитанник 6-го класса М. Кротков произнес речь, в которой говорил о достоинствах любимого преподавателя. В ответном слове протоиерей Николай вспоминал о своей многолетней службе в семинарии, говорил о значении для учащихся изучения наук, особенно богословско-философских и завещал бережно хранить добрые семинарские предания[28].

 На должности ректора Красноярской духовной семинарии он состоял 17 лет (1897-1914). Не оставлял он и педагогической деятельности, преподавая различные предметы: библейскую историю (1897-1899), основное богословие (1898-1899), догматическое богословие (1899-1900), немецкий язык (1901) и церковное пение (1900-1901, 1903-1904, 1905). В годы его ректорства на средства, отпущенные Св. Синодом, были возведены прекрасные каменные корпуса семинарии. Протоиерей Николай активно занимался вопросами строительства и как ректор, и как председатель строительно-хозяйственного комитета (с 1900 года). С 13 декабря 1897 года он состоял председателем Енисейского епархиального училищного совета и цензором «Енисейских епархиальных ведомостей». С 1898 года протоиерей Николай был товарищем председателя, а с 1903 года председателем Совета Братства Рождества Пр. Богородицы в Красноярске. Это Братство занималось вопросами противодействия сектантам и раскольникам, проведением внебогослужебных религиозно-нравственных чтений, организацией приходских библиотек, борьбой с народными пороками и безнравственностью. Для расширения влияния Братства протоиерей Николай Асташевский призывал к активному участию в его деятельности всего приходского духовенства. Он всемерно стремился к тому, чтобы посредством Братства христианская нравственность и дух церковного благочестия проникали во все сферы народной жизни[29].

 12 марта 1912 года, когда в Красноярске было открыто Енисейское церковно-историко-археологическое общество, его председателем также был избран протоиерей Николай Асташевский[30].

 26 января 1913 года на Енисейско-Красноярскую кафедру был назначен епископ Никон (Бессонов) – человек скандальный и порочный (в 1917 г. сложил с себя священный сан). С его приездом в Красноярск ровное течение церковной жизни было нарушено. В сложившейся ситуации благочестивый и принципиальный ректор семинарии протоиерей Николай Асташевский оказался неугодным. Архиерей настаивал на оставлении им должности ректора Красноярской семинарии по собственному желанию. В поданном прошении протоиерей Николай писал: «Я желал бы продолжить свою службу, полагая, что мое участие в жизни семинарии и духовном устроении епархии не бесполезно. Но если Вы требуете, чтобы я оставил службу, я должен исполнить начальственную волю, присовокупляя, что я считаю долгом искать высшего духовного суда и просить оный суд разобрать наши дела семинарские и епархиальные, и наши вины»[31]. 12 декабря 1913 года им была отправлена телеграмма на имя обер-прокурора Св. Синода: «По требованию владыки я должен подать прошение об увольнении от должности ректора. Готовый исполнить волю владыки и высшего духовного начальства, считаю долгом службы просить Ваше Высокопревосходительство обратить внимание на Енисейскую епархию, ждущую успокоения и спасения от Петербурга. От страшного гнета епархиального управления в семинарии корпорация в унынии. Лучшие силы оставляют службу. Осенью двое лучших преподавателей перешли в министерство. Другие готовы покинуть семинарию при первой возможности. Распоряжением владыки помимо Правления назначены в семинарию секретарь и эконом из лиц, правлению несимпатичных. С учениками владыка ласков, с начальством – строг и грозен»[32].

 В 1914 году в Красноярск был направлен с ревизией член Учебного комитета при Св. Синоде П.Ф. Полянский (будущий митрополит и местоблюститель патриаршего престола). Он дал весьма высокую оценку ректору протоиерею Николая Асташевскому и как педагогу, и как администратору. «Ректор семинарии кандидат богословия протоиерей Николай Асташевский, несмотря на 40 лет службы (с 1874 г.) не потерял бодрости и силы мысли и до сих пор, - преподавание ведет обстоятельно и живо, - докладывал он обер-прокурору Св. Синода. - Он с особым умением извлекает из апостольских посланий все наиболее характерные данные для разъяснения того или другого вероучительного или нравоучительного вопроса. Трудно отметить что-либо важное, на что при изъяснении Св. Писания не обращено было бы внимание преподавателя; при этом он хорошо владеет речью и говорит очень просто, так что уроки его легко усваиваются учениками. Спрошенные отвечали удовлетворительно. Исполняя свои преподавательские обязанности в надлежащей мере, о. Асташевский с особой заботливостью следит за направлением и постановкой преподавания других предметов. Будучи в то же время очень просвещенным человеком, он обращает внимание и на то, чтобы семинарские кафедры стояли на высоте научных требований. И это стремление его осуществляется самым симпатичным образом. Эрудиция и широкая образованность некоторых семинарских педагогов служат предметом почтенного внимания местной губернской администрации и интеллигентного класса…

 О деятельности ректора семинарии протоиерея Асташевского предшествующие ревизоры отзывались с очень похвальной стороны. Сколько я мог убедиться, он и ныне сохраняет трудолюбие и заботливость, являясь начальником чутким ко всему, что происходит в заведении, обладающим спокойным административным тактом, глубоко сознающим свой долг и умеющим сохранять свое достоинство. А его редкий, чрезвычайно высокий нравственный облик снискали ему любовь и как человека. Благородство его характера при его просвещенном уме известно во многих концах Сибири и мыслится настолько высоко, что никто и никогда не позволил себе заподозрить его в какой-либо низменности побуждений. Будучи сам таковым, он верит в человеческое достоинство и других и не хочет думать, чтобы и другие могли руководствоваться в своих делах иными побуждениями. При таких особенностях характера он не способен к борьбе с людской неправдой не только в делах служебных, но и своих личных, - и это никак нельзя объяснить с его стороны робостью или слабостью. Наоборот, в своей деятельности он требователен и отличается твердым характером. С недавнего времени он переживает тяжелые дни; последние создались для него кучкою людей, к которым он всегда относился сочувственно и на которых, будучи сам честен, смотрел как на своих доброжелателей; но они далеко не оказались такими. Помимо этого, о. Асташевского удручает крайняя слабость зрения; а между тем он тратит много времени и сил на канцелярское делопроизводство, хотя последнее, при ревизии, найдено и не совсем в порядке»[33].

 Несмотря на положительную характеристику ревизора 23 сентября 1914 года Св. Синод перевел протоиерея Николая Асташевского из Красноярска на должность ректора Тобольской духовной семинарии[34]. В Тобольск отец Николай прибыл 1 октября. В тот же день он познакомился с преподавательской корпорацией. Особенно радостной оказалась для ректора встреча с прежним сослуживцем по Томской духовной семинарии преподавателем Н.А. Городковым. 5 октября в семинарском храме им была отслужена первая в Тобольске Божественная литургия. Благоговение и молитвенный настрой на богослужении сразу нашли положительной отклик как у учащихся, так и у наставников семинарии. «Служит отец ректор с глубоким молитвенным подъемом, - отмечали они. – Возгласы произносит громко и ясно»[35]. Однако служба протоиерея Николая Асташевского в Тобольске была недолгой. Прослужив там менее года, определением Св. Синода №3537 от 5/8 мая 1915 года он был уволен от духовно-учебной службы на пенсию за выслугою лет. Поселился он в Томске[36], где проживал и работал врачом его родной брат. К сожалению, пока не обнаружены документы, которые бы проливали свет на то, где отец Николай служил и чем занимался с 1915 до 1924 года. Есть лишь упоминание о том, что 28 октября 1915 года он принял участие в торжествах, посвященных престольному празднику Томского духовного училища[37]. Еще одно упоминание о протоиерее Николае Асташевском относится к январю 1919 года Это время власти в Сибири Временного правительства Колчака. В Томской епархии тогда был организован Западносибирский законоучительский союз, призванный объединить усилия преподавателей Закона Божия. Председателем правления этого союза был избран протоиерей Н.П.Асташевский[38]. Таким образом, 30 января 1919 года он упоминается еще как протоиерей, что ставит под сомнение сообщение митрополита Мануила (Лемешевского) о пострижении протоиерея Николая Асташевского в монашество и возведении его в сан архимандрита в 1917 году[39]. Видимо это произошло несколько позднее. Пострижен он был в честь святителя Никифора патриарха Константинопольского.

 После вторичного установления в Западной Сибири советской власти на Церковь с новой силой обрушились гонения. Однако в начале 1922 года в быстро развивающемся Новониколаевске было открыто викариатство. Но оно было захвачено обновленцами. При активной поддержке властей обновленческий раскол быстро набирал силу. Для противодействия расколу патриархом Тихоном и Священным Синодом в 1924 году учреждается самостоятельная каноничная кафедра. На нее избирается архимандрит Никанор (Асташевский)[40]. Его хиротония была совершена 25 сентября 1924 года в Москве, в храме мученика Никиты на Ст. Басманной улице. Ее возглавил Святейший Патриарх Тихон[41].

 В Новониколаевске ( с 1926 г. – Новосибирск) епископ Никифор активно боролся с обновленческим и григорианским расколами. Его труды привели к массовому возвращению раскольников в лоно патриаршей церкви. В конце 1920-х годов Новосибирская епархия уже насчитывала 206 приходов[42]. За ревностное служение Церкви владыка Никифор в 1927 году был возведен в сан архиепископа, 2 апреля 1931 года удостоен права ношения креста на клобуке[43], а 18 апреля 1932 г. становится митрополитом[44].

В мае 1935 года митрополит Никифор был почислен на покой, но жил и совершал богослужения в Новосибирске. Скончался он 30 апреля 1937 года в Великую Пятницу, и был погребен около Успенской кладбищенской церкви. В 1962 году в связи с закрытием кладбища и сносом храма митрополит Никифор был перезахоронен на Заельцовское кладбище Новосибирска.

 

 

 

 


[1] Российский государственный исторический архив (далее – РГИА). Ф.796.Оп.441.Д.15.Л.10.

[2] Отец владыки Никифора священник Петр Иванович Асташевский был рукоположен в 1830 г. и проходил служение в церкви Косьмы и Дамиана с. Курбатовское Рязанской епархии. 24 ноября 1854 года он перешел в Томскую епархию, где служил сначала в Ильинском храме с.Панкрушихи Колыванского уезда (1854-1856), в Никольской церкви с. Осиновые Колки Каинского округа (1856-1859), а затем в Спасской церкви с. Спасского того же Каинского округа (1859-1882). В 1882 году вышел за штат. Скончался в 1894 году. Мать митрополита Никифора звали Евфросиньей. (См. ГАТО.Ф.170.Оп.3.Д.3169.Л.18-23,46)

[3] Мисюрев А.А.,протоиерей. Томская губернская гимназия в первые десятилетия ее существования (1838-1888). Томск.1894.С.28.

[4] РГИА.Ф.797.Оп.45.Отд.1.Ст.2.Д.85.Л.158-158об.

[5] РГИА.Ф.802.Оп.9.1881г.Д.26.Л.130,134.

[6] РГИА.Ф.802.Оп.9.1893г.Д.25.Л.65.

[7] РГИА.Ф.802.Оп.17.Д.162.Л.78.

[8] РГИА.Ф.797.Оп.85.Отд.1.Ст.2.Д.103.Л.3об.-4.

[9] РГИА.Ф.802.Оп.9.Д.26.Л.130об.-131.

[10] РГИА.Ф.796.Оп.442.Д.1314.Л.5.

[11] РГИА.Ф.803.Оп.11.Д.1909.Л.18об.

[12] Томские епархиальные ведомости (далее ТЕВ). 1892.№20.Отд.неоф.С.14.

[13] ТЕВ.1893.№20.Отд.оф.С.2.

[14] РГИА.Ф.802.Оп.9.Отчеты.Разд.4.Д.44.Л.145.

[15] РГИА.Ф.802.Оп.9.1881г.Д.26.Л.149об.

[16] Там же. Л.150.

[17] Там же. Л.151.

[18] Прибавления к церковным ведомостям, 1891,№15,с.490-491.

[19] РГИА.Ф.797.Оп.85.Отд.1.Ст.2.Д.103.Л.3-10.

[20] ТЕВ.1887.№10.Отд.неоф.С.6-10.

[21] ТЕВ.1885.№1.Отд.оф.С.3.

[22] ЕЕВ. 1895. №18. Отд.неоф. С.293.

[23] РГИА.Ф.796.Оп.178.Д.469.Л.4об.-5.

[24] РГИА.Ф.796.Оп.178.Д.644.Л.3.

[25] Там же. Л.1об.-2об.

[26] Там же. Л.10.

[27] ТЕВ.1897.№19.Отд.неоф.С.44.

[28] Там же. С.45.

[29] Асташевский Н.П. Предложение председателя Совета прот. Н. Асташевского в Совет Енисейского братства Рождества Пресвятой Богородицы. //Енисейские епархиальные ведомости (далее ЕЕВ).1908.№5.Отд.неоф.С.17-19. ЕЕВ.1908.№6.Отд.неоф.С.17-22.

[30] Малашин Г.В. Красноярская (Енисейская) епархия РПЦ:1861-2011 г.г. Красноярск: «Восточная Сибирь».2011.С.221.

[31] РГИА.Ф.797.Ф.85.1отд.2ст.Д.103.Л.17-18.

[32] Там же.Л.19-20.

[33] РГИА.Ф.802.Оп.11.1914г.Д.63.Л.2об.-3,14-14об.

[34] Тобольские епархиальные ведомости.1914.№24.Отд.неоф.С.429-430..

[35] Тобольские епархиальные ведомости.1914.№28.Отд.неоф.С.506-507.

[36] РГИА.Ф.797.Оп.85.Отд.1.Ст.2.Д.103.Л.1-20.

Что прот.Н.П. Асташевский, выйдя в отставку, поселился в Томске, видно из архивного документа, именуемого «Ведомость о лице ведомства православного исповедания, жительствующем в Томской губернии, коему назначена пенсия». В этом документе говорится:, что бывшему ректору Тобольской духовной семинарии протоиерею Николаю Асташевскому, 67-ми лет от роду, за 40-летнюю духовно-учебную службу назначена пенсия 1) из духовно-учебного капитала 1.360 рублей (из казначейства Томской духовной семинарии) и из казны 640 рублей (из томского казначейства). (РГИА.Ф.797.Оп.85.Отд.1.Ст.2.Д.103.Л.12-13).

[37] ТЕВ.1915.№22.Ч.неоф.С.990.

[38] Иванов П.А.,священник. Вести из Томска.//Тобольские епархиальные ведомости.1919.№5.Ч.неоф.С82.

[39] Мануил (Лемешевский), митрополит. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 год включительно. Ч.5 (Назарий-Руфим). Ерланген,1987.С.86.

[40] Иподиакон архиепископа Илариона (Троицкого) Н.Б. Кирьянов в своем дневнике утверждает, что архимандрит Никифор был хиротонисан в епископа Никольск-Уссурийского. (История иерархии Русской православной церкви. М.:ПСТГУ.2006.С.884). Видимо, решение о назначении епископа Никифора на Новониколаевскую кафедру было принято не до хиротонии, а вскоре после нее.

[41] В некоторых источниках указывается другая дата хиротонии. Так, митрополит Мануил (Лемешевский) указывает 15 сентября (Мануил (Лемешевский), митрополит. Цит.соч.С.86). Эта же дата называет и в списке архиереев, составленном в Церковно-научном центре «Православная энциклопедия» (см. История Русской Церкви.Кн.9./Протоиерей Владислав Цыпин. История Русской Церкви (1917-1997). М.:Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря.1997.С.752). В этой работе называется как наиболее достоверная дата – 25.09.1924, как названная очевидцем хиротонии, сделавшем сразу после нее дневниковую запись.

[42] Новосибирская епархия: история и современность. Новосибирск: «Новинвест плюс».2006.С.21.

[43] Журнал Московской Патриархии .1931.№5.С.3

[44] Журнал Московской Патриархии.1932.№11-12.С.4.

 

 

 | Новости | Томская епархия | Святые Томской земли | Томские храмы | Монастыри | Томская духовная семинария | Томское церковное краеведение | Задать вопрос | Контакты | 
© 2004-2022 Pravoslavie.Tomsk.Ru