† Православие в Томске / Новости / Накануне Преображения Господня глава Томской митрополии возглавил праздничное богослужение в кафедральном соборе

Новости
Томская епархия
Святые Томской земли
Томские храмы
Монастыри
Томская духовная семинария
Томское церковное краеведение
Задать вопрос
Контакты

Официальный сайт Томской Епархии Московского Патриархата
Русской Православной Церкви
Главная страница /  Новости
Главная страница Обратная связь Карта сайта RSS-лента

Новости
02.11.2017
Архиереи Томской митрополии возглавят праздничные богослужения в престольный праздник Казанского храма Богородице – Алексиевского монастыря.
02.11.2017
Митрополит Ростислав провёл экскурсию для томских учителей
01.11.2017
Сотни участников Макариевских чтений собрал большой зал Администрации Томской области
31.10.2017
По примеру Домны Томской: православная молодежь посетила с концертом воспитанниц женской колонии
30.10.2017
Строящийся храм в селе Сергеево обрел купол и крест
30.10.2017
В Томске почтили память святой блаженной Домны
28.10.2017
Представители Томской епархии приняли участие в VII Общецерковном съезде по социальному служению
28.10.2017
Митрополит Ростислав отслужил панихиду в Димитриевскую родительскую субботу
28.10.2017
Сегодня Димитриевская родительская суббота
27.10.2017
Социальный работник Томской епархии принял участие в «Съезде кормильцев»
26.10.2017
Митрополит Ростислав открыл работу выставки-ярмарки в Томске
26.10.2017
29 октября исполняется 145 лет со дня кончины святой блаженной Домны Томской
26.10.2017
Томская епархия и служба исполнения наказаний продолжат совместную плодотворную работу
25.10.2017
Богослужения в день празднования Иверской иконы Божией Матери
24.10.2017
Паломническая служба Томской епархии приглашает на экскурсии по православному Томску
23.10.2017
Ещё один маяк на пути к Богу: в посёлке Просторный заложен храм
22.10.2017
Перевод Нового Завета поможет сохранить исчезающий чулымский язык
20.10.2017
«Точка гравитации» для многодетных православных семей
18.10.2017
Православные врачи провели приём пациентов в отдаленном селе
18.10.2017
Священник Томской епархии принял участие во встрече сибирских казаков

« 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 »
19.08.2021
Накануне Преображения Господня глава Томской митрополии возглавил праздничное богослужение в кафедральном соборе
 
18 августа, в канун праздника Преображения Господа Бога нашего и Спаса Иисуса Христа, митрополит Томский и Асиновский Ростислав совершил праздничное всенощное бдение в Богоявленском кафедральном соборе.

Праздник Преображения Господня называют также вторым или Яблочным Спасом. Этот двунадесятый праздник всегда совершается 19 августа (6 августа по старому стилю) и имеет один день предпразднества (18 августа) и семь дней попразднества (с 20 по 26 августа). Отдание праздника совершается 26 августа. Преображение Господне всегда бывает в дни Успенского поста. Устав разрешает в этот день вкушать рыбу. В этот день верующие приносят в храм яблоки, виноград и другие фрукты, чтобы освятить первые плоды нового урожая.

Праздник установлен в воспоминание Преображения Господа Иисуса Христа перед тремя ближайшими учениками: апостолами Петром, Иаковом и Иоанном.

Незадолго до Своих крестных страданий Господь стал говорить ученикам о предстоящих событиях: «Должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть» (Мф. 16:21).

«И после сих слов, дней через восемь, взяв Петра, Иоанна и Иакова, взошел Он на гору помолиться. И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею. И вот, два мужа беседовали с Ним, которые были Моисей и Илия; явившись во славе, они говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме. Петр же и бывшие с ним отягчены были сном; но, пробудившись, увидели Славу Его и двух мужей, стоявших с Ним. И когда они отходили от Него, сказал Петр Иисусу: Наставник! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: одну Тебе, одну Моисею и одну Илии, – не зная, что говорил. Когда же он говорил это, явилось облако и осенило их; и устрашились, когда вошли в облако. И был из облака глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Его слушайте. Когда был глас сей, остался Иисус один. И они умолчали, и никому не говорили в те дни о том, что видели» (Лк. 9, 28–36).

Одежды Господа были белы, как снег. Преобразилось, стало иным и Его лицо. Апостолы увидели лишь отблеск, сияние иного – вечного мира. А когда они услышали голос Бога Отца: «Это сын Мой возлюбленный, в котором все Мое благоволение; Его слушайте», – их охватил страх, они упали лицом вниз. Иисус Христос успокоил их словами: «Встаньте и не бойтесь».

Встав с земли, апостолы увидели одного Спасителя. Моисей и Илия были уже невидимы. Лицо и одежды Иисуса Христа имели уже обычный вид. Спускаясь с горы, Господь велел молчать об увиденном до тех пор, пока не совершатся события, о которых Он беседовал с пророками.

Преображение Сына, при котором Отец свидетельствует гласом из светлого облака Святого Духа, есть явление Лиц Святой Троицы во едином Божестве. Преображение показывает, что в Иисусе Христе соединены два естества – божественное и человеческое. Во время Преображения божественная природа Христа не менялась, но была лишь явлена в Его человеческой природе. По словам свт. Иоанна Златоуста, оно произошло, «дабы показать нам будущее преображение естества нашего и будущее Свое пришествие на облаках во славе с ангелами». Символичным является и явление Моисея и Илии. По выражению Иоанна Златоуста, «один умерший и другой, еще не испытавший смерти», предстали для того, чтобы показать, что «Христос имеет власть над жизнью и смертью, владычествует над небом и землей».

Преображение Господне произошло за 40 дней до крестных страданий и распятия Христа. Но праздник этот по многовековой традиции относится к числу неподвижных, независящих от даты Пасхи. По установившейся традиции он совершается в августе, за 40 дней до Воздвижения Честнаго Креста, когда Церковь вновь вспоминает крестные страдания и смерть Господа на Кресте. Праздник этот был установлен в IV веке – после того, как император Константин прекратил гонения на христиан, а его мать, равноапостольная Елена, посетила Палестину и построила множество храмов в местах евангельских событий.

Богослужение празднику Преображения Господня складывалось постепенно. Тексты праздничного богослужения были написаны византийскими гимнографами в V–VIII веках. Самые известные песнопевцы: Анатолий, патриарх Цареградский (V век), преподобные Иоанн Дамаскин и Козма Маиумский (VIII век). В стихирах на праздник Преображения Господня описываются события, свидетелями которых стали ближайшие ученики Христа, а также содержатся пророчества о них и толкование совершившегося. В текстах праздничной службы объясняется смысл Преображения Господня. Иисус Христос преобразился для того, чтобы уверить апостолов в Своем Божестве и тем приготовить их к «зрению» будущих Его страданий и научить тому, что люди, «облиставшие высотою добродетелей, сподобятся Божественной славы».

Тропарь Преображения Господня, глас 7

Преобрази́лся еси́ на горе́, Христе́ Бо́же,/ показа́вый ученико́м Твои́м сла́ву Твою́,/ я́коже можа́ху,/ да возсия́ет и нам, гре́шным,/ свет Твой присносу́щный/ моли́твами Богоро́дицы,// Светода́вче, сла́ва Тебе́.

Кондак Преображения Господня, глас 7

На горе́ преобрази́лся еси́,/ и я́коже вмеща́ху ученицы́ Твои́,/ сла́ву Твою́, Христе́ Бо́же, ви́деша,/ да егда́ Тя у́зрят распина́ема,/ страда́ние у́бо уразуме́ют во́льное,/ ми́рове же пропове́дят,// я́ко Ты еси́ вои́стину О́тчее сия́ние.

Фото: Пресс-служба Томской епархии

 

 | Новости | Томская епархия | Святые Томской земли | Томские храмы | Монастыри | Томская духовная семинария | Томское церковное краеведение | Задать вопрос | Контакты | 
© 2004-2022 Pravoslavie.Tomsk.Ru